Рынок сбора и переработки изношенных автомобильных шин

Изношенные автомобильные покрышки являются значимым сырьем вторичной переработки: амортизированная шина содержит 65-70% резины, 15-25% технического углерода, 10-15% высококачественного металла. Эффективная утилизация шинных отходов способствует сохранению природных ресурсов ценного сырья и развитию ресурсосберегающих технологий, обеспечивает высокую рентабельность перерабатывающих производств, а также повышает уровень экологической обстановки.

Формирование изношенных шин в РФ

За последнее десятилетие парк транспортных средств в России увеличился на 33%. В 2019 году его объем оценивается в более чем ░░ млн автомобилей. В соответствии с данной тенденцией автопарка, наблюдается динамичный рост накопления автомобильных покрышек. Среднегодовой объем образования изношенных автопокрышек в России варьируется от ░░░ до ░░░тыс. тонн.

Образование шинных отходов

Структура образования покрышек под утилизацию по типам транспортных средств коррелируется с объемами автопарка сегментов: наибольшее количество изношенных шин, около ░░░ тыс. тонн, формируется от легковых автомобилей, доля составляет более 62% в общей массе образования шинных отходов. Второе место занимают шины грузовых автомобилей – доля данной категории оценивается в ░░%, более ░░░ тыс. тонн. Амортизированные покрышки пассажирского транспорта составляют %, около ░░ тыс. тонн.

Структура образования шинных отходов по типам ТС

Лидерами по объемам накопления изношенных шин являются Центральный (около ░░ тыс. тонн) и Приволжский федеральные округа (около ░░░ тыс. тонн). На третьем месте Сибирский ФО – ░░░ тыс. тонн. Минимальный объем шинных отходов зафиксирован в Дальневосточном ФО – ░░ тыс. тонн.

Структура накопление шинных отходов по федеральным округам

Переработка автомобильных покрышек в РФ

Объем переработки покрышек, утративших потребительские свойства, составляет примерно 35% от количества образованных шинных отходов. Данный процент формируется на основе следующих показателей:

  • 10-15% из общего числа образуемых в сегменте шин сдает население (b2c сегмент)
  • 80-90% изношенных покрышек сдают организации (b2b сегмент)

Таким образом, средневзвешенный объем сдаваемых шин – это 35% от общего числа образуемых изношенных шин.

Низкий процент сдачи от населения свидетельствует о низкой экологической сознательности, и обоснован отсутствием мер пресечения за накопление изношенных шин – отходов. При этом, организации обязуются сдавать шины на переработку, так как хранение отходов является лицензируемым видом деятельности.

 Переработка шинных отходов по типам ТС

Деятельность по утилизации, сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и размещению автомобильных шин, как отходов IV класса опасности, является обязательной к лицензированию. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ и "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Основными методами утилизации автомобильных шин, утративших эксплуатационные характеристики, являются:

До 2019 года основным методом утилизации шинных отходов было захоронение их на специализированных полигонах, но с 2019 года данный метод был запрещен. Несмотря на это, объем «захоронения» шин в виде несанкционированных свалок и скоплений на общественных площадках складирования бытовых отходов остается на высоком уровне. Сегодня самым распространенным методом переработки шинных отходов в РФ является механическое дробление – измельчение в резиновую крошку.

Структура применяемых методов по утилизации шинных отходов

Основными вторичными продуктами, формирующиеся в процессе переработки изношенных шин в России, являются: текстильный корд, металлокорд, резиновая крошка, пиролизная жидкость.

Компании отрасли переработки шин

В России самыми крупными компаниям-переработчиками шинных отходов являются:

Данные предприятия перерабатывают порядка 60 % от общего объема образующихся изношенных шин в России. Производственные мощности большинства отечественных компаний по переработке изношенных шин варьируются около тыс. тонн в год.

Преимущественно перерабатывающие организации осуществляют бесплатный прием изношенных шин от населения. Некоторые предприятия по утилизации стимулируют передачу использованных покрышек денежным вознаграждением: ценность может варьироваться от ░░ до ░░ руб. за шину в зависимости от радиуса. Прайс утилизации для юридических лиц составляет в среднем от до тыс. руб. за тонну.

Инвестиционные проекты в отрасли утилизации шинных отходов

В отрасли переработки отходов, по состоянию на декабрь 2020 года по данным информационного портала «Инвестиционные проекты России» реализуется более 140 проектов. В таблице далее представлены крупные инвестиционные проекты отрасли переработки шинных отходов, находящихся в активных стадиях:

Инвестиционные проекты в отрасли утилизации шинных отходов

Получить полный отчет бесплатно можно в пресс-службе АСКОНКО (press@asconco.ru) или у менеджеров Инвестиционной Группы «Профессиональные Комплексные Решения» (ПКР) +7 (812) 363-48-96 welcome@prcs.ru

Назад к списку