«Хроники консалтинга» номер 4

Дорогие коллеги!

Ассоциация консалтинговых компаний АСКОНКО продолжает выпускать «Хроники консалтинга».

В них мы рассказываем Вам об опыте переживания сложных времен, которым поделились с нами наши российские и зарубежные коллеги

Новости российских консультантов

В этом номере российские коллеги поделились своим опытом: какие виды работ получается проводить в режиме онлайн, а для каких необходим личный контакт с клиентом, и какие минусы есть у онлайн формата

Что получается

  • Участие в работе госкомиссии онлайн – понравилось больше, чем офлайн.
  • Существуют функции, которые не получаются без личных контактов. Но наш опыт показывает, что работа, которая раньше делалась только в офисе, сейчас может делаться удаленно. Список довольно большой.
  • Строительное проектирование не требует присутствия в офисе и даже личного знакомства. В проекте 20 разделов, участвует минимум 20 человек. Они иногда меняются в процессе работы. Есть смысл лично встречаться ГИ, ГА, директору. Остальное решается в чатиках. Но такая работа требует других навыков, другой организации работы. В некоторых проектах идет легко, в других – сложно связываться. Масса усилий уходит на это.
  • Хорошо идет формат личного обучения онлайн. За ним будущее. Совершенно необязательно преподавателю бегать по своим ученикам. Действительно здорово работает, все можно показать, все можно решить.
  • Очень хорошо онлайн проводить интервью. Это будет развиваться и совершенно уйдут офлайн интервью. Необязательно тратить время в большом городе на дорогу из точки А в точку Б чтобы пообщаться.
  • Наш опыт по обучению говорит о том, что обучение хорошо идет онлайн – и личное, и обучение для клиентов. Там, где нужна какая-то информация: показать презентацию, рассказать, объяснить, где обратная связь особо не важна, а нужно только передать какие-то знания и как-то расширить кругозор участников.
  • Работа с документами – всегда ее делали удаленно, она как была удаленно, так и будет.
  • У нас получился новый формат диагностических интервью. Мы собираем на встречу с 1 представителем клиента всю команду консультантов – специалиста по общему управлению, специалиста по коммерции, специалиста по финансам, специалиста по 1С, и сидим большим коллективом в зуме и разговариваем с одним человеком. Мы научились вести такие интервью. Это нас спасло, потому что у нас региональный клиент, очень далеко, неизвестно когда мы сможем к нем выбраться. Конечно, здесь нет абсолютно эффекта посмотреть по сторонам, но картинка у нас складывается, нас много и мы точно уверены, что отчет по результатам диагностики будет хороший.
  • Интервью с кандидатами, которых мы в компанию приводим на позиции топ-менеджеров вполне проходят в онлайн формате.
  • Проведение деловых совещаний. Мы для клиентов ведем сейчас в среднем по 4 деловых совещания в неделю, с разными людьми. Некоторые идут в формате НС, некоторые – в формате просто обсуждения некоторой темы. Мы научились вести эти совещания. Результат есть, клиент доволен и просит больше.

Что плохо и не получается

  • Совершенно нарушается коммуникация с сотрудниками. Если находясь в офисе на решение какого-то вопроса требовалось 2-3 секунды, то сейчас на это уходит час. Потому что надо со всеми пообщаться, обсудить, достигнуть какого-то решения – это сильно усложняет работу и смысла не имеет.
  • Мы участвовали в тендере на небольшой опрос. Тендер выиграла компания с ценой, почти вдвое ниже, чем предложили мы. Когда выигравшему задали вопрос: «А как ты собираешься проводить этот опрос за такие деньги? Тебе же надо людей найти…» Он говорит: «Ну это же онлайн, ну кто увидит – посажу всех своих».
  • Так как мы работаем уже полтора года в удаленном режиме, мы достаточно давно освоились с этим форматом. Но полное отсутствие встреч приводит к замораживанию всех процессов. То есть все начинает «замерзать». Ощущение болота, нет энергии. Энергия, которая появляется при личном взаимодействии, при онлайн взаимодействии не появляется. Все получается как-то вяло и невоодушевляюще.
  • Совещания удаленно проходят не очень – и с клиентами, и между собой.
  • Диагностические интервью – тоже нет. Когда делаешь диагностическое интервью – приходишь в организацию, и помимо того, что задаешь вопросы, еще смотришь по сторонам: что там происходит, кто как с кем взаимодействует, какой вход в контакт, выход из контакта… Невозможно сказать: «У меня сел телефон и прекратите это интервью!» Из кабинета тебя просто так не отправят нажатием кнопки. А из онлайн интервью – запросто. При нежелании общения всегда можно сослаться на какие-то дела и отключиться. И внедрение изменений тоже не получается в формате онлайн. Они замедляются… В апреле мы такие попытки делали. Но по обоюдному согласию с клиентом отложили до офлайна, потому что – опять же про энергию – потому что чего-то такого не возникает эфемерного, что позволяет двигаться дальше.
  • Мы вынуждены были повесить на холд 1 проект по подготовке соглашения учредителей. Очевидно, что проекты по партнерским делам невозможно проводить на удаленке. Еще один проект, который тоже пришлось подвесить – сыну передаются права ведения бизнеса. Там папа и сын, очень тонкая история.
  • Если дело касается рутинной работы – целые сервисы же выведены в онлайн. Например, наш портал существует и живет в онлайн. И интернет-проектов очень много: Хедхантер, Суперджоб, или магазины, которые целиком существуют в онлайн. Там любое действие каждого человека – гостей, заказчиков, работников – пишется и логируется. Можно поднять любую запись – какая информация была занесена, кто ее изменил, на что изменил, как быстро менял – все это учитывается, и это очень удобно.
  • Если человек должен принять инвестиционное решение, и перед ним огромное количество цифр, казалось бы выверенных, тысячу раз просчитанных, и цифры его удовлетворяют, и он готов войти в проект, проинвестировать, но всегда такому человеку важно видеть перед собой кого-то, кто выглядит убедительным или ему нужна аудитория, чтобы выглядеть убедительным. В этом плане мы очень много теряем, используя Зумы и Скайпы. Потому что до сих пор каналы эти довольно узкие, разрешение экранов недостаточное. А может быть, дело еще в том, что наши эмоции, слова, фразы, наш дар убеждения, наши улыбки, ирония, шутки – это все мы теряем, и этого очень сильно недостает именно в решении очень важных инвестиционно-управленческих задач. Поэтому для какой-то поддерживающей деятельности – то да, онлайн это здорово, в том числе и географически разорванные города воссоединяет вместе. А когда хочешь сделать какой-то рывок, качественное изменение, нужно что-то придумать… Серьезные тяжелые переговоры о развитии, там, где должны быть потрачены деньги, и кто-то должен принять ответственность на себя – это должно всегда быть офлайн, и без этого дальше не двинуться.

 

Новости консультантов из Европы

  1. Швейцария

Делаем ставку на поддержание отношений с клиентами, понимая их ситуацию.

Проектов немного, но они идут. Идет проект по покупке еще одного фермерского хозяйства для нашего заказчика – фермера. Еще один проект  по продаже ИТ-продукта, разработанного маленькой ИТ-компанией,  большим игрокам. Начинаем новый проект: строительство апартмент-хауса.

Испытываем проблемы с поступлением денег.

  1. Франция

Период остановки бизнесов был более длинный, чем в Германии – 2 месяца. Фактически на 30% снизилась деловая активность, в стране 2 млн безработных. В нашей ДНК вообще нет такой составляющей, чтобы долго сидеть дома.

Французские консалтинговые компании: большие увольняют людей, а МСБ разоряются. Наша консалтинговая компания испытывает большие трудности. Проектов нет, запросов тоже. Нашими клиентами были банки и страховые компании. Теперь у них большие проблемы.

Печально то, что я и мои коллеги приходили в консалтинг ради живых контактов с живыми людьми. Теперь мы лишены этого. Теряем не только бизнес, но и удовольствие от работы. Удовлетворения от удаленной работы нет.

  1. Германия

Глобально: наше правительство хорошо поработало, локдаун был объявлен быстро и длился недолго. Помощь бизнесу была эффективной и оказана в максимально комфортном режиме: если в понедельник подавалась заявка с запросом на финансовую поддержку, то уже в среду на счету компании появлялись запрошенные средства. Экономические последствия пандемии для страны будут серьезные: доля экспорта в США составляла существенную часть ВВП, но теперь Штаты объявили установку на минимизацию импорта. По закону люди в Германии получают 14 окладов в год. Не знаем, что сейчас будет. 01.06 могут возникнуть проблемы с денежным потоком у многих компаний.

Консалтинговый рынок: большие и малые компании под ударом. Ожидается падение на 15-50%. В 3-4 кварталах ситуация станет понятнее.

У нашей консалтинговой компании большие проблемы. Май прошел хуже апреля.  Тренинговые работы и тема развития персонала свелись на нет. Разрабатываем новый продукт по обучению в режиме онлайн.

 

Назад к списку