Рынок судового комплектующего оборудования
СКО (судовое комплектующие оборудование) включая, немеханическое, например, мебель – сборочная единица из деталей различных систем, независимая от расположения в той или иной части корпуса. Сборочные единицы СКО могут быть простыми и представлять собой простое подключение механизмов к системам судна (как например, вентиляторного электродвигателя к вентиляционной камере), а могут быть сложными и включать множественные компоненты. СКО и корпус собираются в сборочный узел – ключевой компонент строительства нового судна. На этом этапе устанавливаются вентиляционные системы, системы трубопроводов, двери, мебель, освещение, электрическое оборудование и пр. – специфическое для каждого типа судов оснащение.
Для разных типов судов судовое комплектующее оборудование (СКО) составляет 35-75% от стоимости всего судна или морской техники.
Мировой рынок СКО
За последние 5 лет рынок СКО рос в среднем на 4,7% и в 2019г. составил ░░ млрд долл. США. В мировой практике оценку рынка судовой комплектации проводят в стоимостном выражении.
Рынок СКО хоть и зависит напрямую от рынка судостроения, всё же менее подвержен конъюнктурным колебаниям за счет обслуживания имеющихся судов.
Мировой рынок СКО более диверсифицирован по странам, в отличие от рынка судостроения, который сконцентрирован в Азии. Однако, всё же почти половину производства на рынке обеспечивают азиатские страны. Спрос в АТР превышает 2/3 мирового, в то же время страны Европы обеспечивают лишь 28% мирового потребления, экспортируя излишки производства в страны Азии. Причем в Европе практически все экспортное производство делят между собой только пять стран: Германия, Италия, Великобритания, Нидерланды и Франция.
Описание и прогноз развития российского рынка СКО
По оценке отраслевых институтов, важной проблемой современного отечественного судостроения является незначительная доля стоимости работ российских судостроителей в общей стоимости судна. В добычных платформах на корпус приходится только 22%, буровых платформах и судах (научно-исследовательские суда, суда сейсморазведки, крановые суда) стоимость корпуса 35%. Все остальное дают комплектующие.
Доля импорта на рынке
Основное производство стали для судостроения сосредоточено в России. Листовой и профильный прокат из стали и алюминиевых сплавов, применяемые в российском судостроении, в основном, отечественного производства. Доля импорта такой продукции не превышает 20-25%. В то же время основное комплектующее оборудование, - то, что составляет 35% и более часть стоимости судов, - в основном импортное.
Данные подтверждаются оценкой ФГУП «ЦНИИ «Курс».
Российский рынок оснащения для судов очень диверсифицирован и состоит из множества различных сегментов. В системах вакуумной установке эта доля доходит до 90%, ниже процент импорта по судовой мебели, дельным вещам и зашивке, но он также высок и доходит до 50-60%.
В некоторых проектах судов процент импортного оборудования доходит до 80-90%.
Производители на рынке СКО
Российский рынок оснащения для судов очень диверсифицирован и состоит из множества различных сегментов. В таблице ниже представлено распределение ассортимента продукции предприятий производителей и поставщиков судового оборудования по укрупненным категориям.
По отдельным видам судового оборудования наблюдается определенный российский вектор, но в целом на сегодняшний день отечественное судовое оборудование – это достаточно несложные компоненты, производство которых смогли освоить российские предприятия.
Согласно Плану мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли РФ утвержденному приказом Минпромторга России от 1 марта 2019 г. N 580 фактический показатель доли импорта на рынке судостроения по оценке 2019 года к 2030 должен быть снижен в целом в 2 раза. Он включает свыше 75 технологических направлений (продуктов, технологий), преимущественно гражданской направленности.
Прогноз развития рынка
Спрос на СКО связан со строительством и ремонтом судов различного назначения. Для разных типов судов судовое комплектующее оборудование (СКО) составляет 35-75% от стоимости всего судна или морской техники. Всего отечественная судостроительная отрасль ежегодно сдает более ░░ судов, в том числе не менее ░░ гражданских. Последние годы в Российской Федерации наблюдалась положительная тенденция объема производства: с 2015 года среднегодовой темп роста составляет 7% в стоимостной оценке. Объем строительства, по прогнозам, будет расти, следовательно, как и объем используемых комплектующих.
Основой российского судостроения является постройка военной техники: 70% от общего числа государственных заказов приходится именно на военно-промышленный комплекс. При этом 20% кораблей строится с перспективой отправки на экспорт, русское вооружение пользуется спросом в мире и является источником существенного дохода для бюджета.
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более ░░ плавсредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. Однако в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Основное направление в последние годы развитие гражданского рынка.
Согласно актуализированному сводному перспективному плану заказов гражданских судов и изделий морской техники, ориентированного в первую очередь на потребности внутренних заказчиков, общая потребность России в морской технике гражданского назначения составляет не менее ░░ судов (более ░░ судов различного класса и назначения в год). Данные подтверждаются оценкой ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Программы освоения шельфа арктических и дальневосточных морей, развития морского и речного транспортного и промыслового флота обеспечивают высокую потребность России в морской технике гражданского назначения.
Согласно Стратегии, к 2035 году объём производства гражданских судов должен возрасти более чем в три раза по сравнению с показателями 2018 года (начало реализации программы).
К 2035 году основные производственные фонды отрасли должны быть загружены на 80%, планируется увеличить вдвое производительность труда и повысить долю отечественных составляющих в стоимости конечной гражданской продукции до ░░.
С учетом тенденции импортозамещения в сегменте СКО следует ожидать более высоких темпов роста производства.
Получить полный отчет бесплатно можно в пресс-службе АСКОНКО (press@asconco.ru) или у менеджеров Инвестиционной Группы «Профессиональные Комплексные Решения» (ПКР) +7 (812) 363-48-96 welcome@prcs.ru