Рынок электронной коммерции
Электронная коммерция – это финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, а также цепочки глобальных бизнес-процессов, связанных с их проведением.
В России 78% населения страны старше 12 лет имеют доступ в интернет, 90% из которых пользуются им каждый день. Ежемесячная аудитория интернета в России превышает ░░ млн уникальных пользователей.
По данным исследования Яндекс.Маркета, 42% россиян в возрасте от 16 до 55 лет делают покупки в интернете.
Объем и структура рынка электронной коммерции
По итогам первого полугодия 2020 года доля электронной коммерции в общем обороте розничной торговли достигла порядка 11%. При этом данный показатель приближается к значениям показателя в развитых странах – в США доля электронной коммерции составляет порядка 14%, в Китае – порядка 30%.
За период с 2015 по 2019 год объем рынка электронной коммерции увеличился более чем в 2 раза и превысил ░░ трлн рублей.
По оценкам ПКР, в 2020 году совокупный объем рынка электронной коммерции в России показал прирост к 2019 году на ░░%. По прогнозам экспертов, к 2024 году объем рассматриваемого рынка превысит ░░ трлн рублей.
Наибольший объем реализации в отрасли электронной коммерции приходится на категории «Одежда и обувь» и «Цифровая и бытовая техника» - по ░░%. Крупнейшие 5 сегментов составляют 82% всего объема электронной торговли.
Трансграничная электронная коммерция
За период с 2015 по 2020 год наблюдалось изменение тенденций в отношении онлайн-покупок из-за рубежа – с 2015 по 2017 год доля трансграничной торговли в объеме электронной коммерции выросла с 29% до 36%. Начиная с 2018 года она неизменно снижается. В 2020 году уровень внутренней торговли составил ░░%.
Влияние на данный показатель оказывают как растущие курсы иностранных валют по отношению к рублю, так и протекционистская политика в отношении российских продавцов. В 2019 году порог беспошлинных покупок в зарубежных интернет-магазинах был снижен с ░░ тыс. евро до ░░ евро в месяц. С 1 января 2020 года данный лимит сократился до ░░ евро за одну посылку.
Данные меры приводят к росту потребления продукции, реализуемой российскими продавцами, преимущественно в сегментах одежды, обуви и электроники.
Лидеры рынка электронной коммерции
Безусловным лидером российского рынка электронной коммерции с 2016 года является компания Wildberries – как в целом по рынку электронной коммерции, так и в сегменте маркетплейсов (░░░░ млн заказов на ░░░░ млрд руб. в 2019 году).
К лидерам рынка электронной коммерции по числу заказов являются Wildberries – на их долю приходится ░░%, Ozon и ░░░░.ru – с ░░% и ░░% соответственно.
По объему продаж лидирующие позиции занимают Wildberries – с 12% общего стоимостного объема рынка, Citilink и Ozon – по 5%.
Инвестиционные проекты в области организации электронной коммерции
По данным портала «Инвестиционные проекты России» , в настоящее время в отрасли организации электронной коммерции на стадии предпроектных разработок, планирования и реализации находится не менее 19 инвестиционных проектов, в том числе проект строительства складского комплекса ООО «Вайлдберриз» (объем инвестиций ░░ млрд руб.) в Московской области и строительство складского комплекса для компании «Всеинструменты.ру» ООО «Проект-девелопмент» (объем инвестиций ░░ млрд руб.).
Тенденции развития российского рынка электронной коммерции
На сегодняшний день рынок электронной коммерции активно развивается, на его долю приходится 1,3% ВВП России.
Пандемия коронавирусной инфекции послужила драйвером для ускорения темпов развития электронной коммерции – невозможность осуществлять покупки в магазинах привела к значительному росту объемов рынка в 2020 году. При этом данное событие продолжит оказывать влияние на рост рынка e-commerce в течение последующих 5 лет.
Невозможность реализации товаров в привычном формате повлекло за собой увеличение ассортимента товаров, представленных на реализацию через интернет. При этом большая часть производителей не открывает собственный онлайн-магазин, а использует маркетплейсы (Wildberries, Ozon, ░░░░░░ и др.).
В настоящее время определяющим фактором развития рынка электронной коммерции является оперативность и, как следствие, выстроенная логистика от продавца к покупателю, позволяющая осуществлять доставку за наименьший срок.
В целом, на сегодняшний день для рынка электронной коммерции характерно динамичное развитие, а также децентрализация спроса – смещение акцента потребления от столицы и городов-миллионников к небольшим городам в Приволжском, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах.
Получить полный отчет бесплатно можно в пресс-службе АСКОНКО (press@asconco.ru) или у менеджеров Инвестиционной Группы «Профессиональные Комплексные Решения» (ПКР) +7 (812) 363-48-96 welcome@prcs.ru