Российское промысловое судостроение
Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли добычи и переработки водных биоресурсов.
Рыбопромысловый флот в РФ
В течение последних 10 лет состояние рыбопромыслового флота России характеризовалось двумя основными тенденциями: сокращением единиц флота и увеличением среднего возраста оставшихся в эксплуатации судов.
Основу российского промыслового флота представляют собой суда возраста, превышающего срок нормативного использования.
При нормативном сроке службы для различных категорий судов 12-20 лет по данным на 2017 год средний возраст промысловых судов по основным бассейнам составлял:
Дальневосточный бассейн – 26,3 года из ░░ судов на промысле;
Северный бассейн – 25,7 года из ░░ судов на промысле.
Это означает, что 90% судов рыбопромыслового флота эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. Стоит отметить, что нормативный срок службы – это установленный ведомственным документом условный срок, в течение которого суда должны сохранять работоспособность, а их стоимость полностью возмещаться за счет амортизации. Нормативные сроки службы судов были разработаны в советское время, составляют для малых судов – 12 лет, для средних – 19 лет, а для больших – 24 года. Средний возраст флота Северного бассейна моложе норвежского примерно на 2 года, датского – на 4 года, но старше исландского на 3 года, британского – на 5 лет и находится на уровне стран ЕС.
Импорт рыбопромысловых судов в РФ
Основным источником пополнения рыбопромыслового флота в РФ в последние годы был импорт судов иностранного производства.
В период с 2011 по 2016 год в Россию было поставлено 215 различных рыболовных судов. В 2016 году импорт судов составил ░░░░░░ единиц, что стало рекордным показателем за последние 5 лет.
При этом необходимо отметить, что, по данным инвестиционно-аналитической группы «ПКР», большинство рыболовных судов, приобретаемых российскими компаниями за рубежом, являются бывшими в эксплуатации судами, возраст почти половины из них превышает нормативный срок использования уже на момент приобретения.
Перспективы развития рыбопромыслового флота в РФ. Государственные программы поддержки судостроения
Программой по развитию судостроения общая потребность в промысловых судах до 2025 года России оценивается примерно в ░░░░░░ крупных и средних судов различного назначения и более чем ░░░░░░ малых судов общей стоимостью более ░░░░░░ млрд руб. Также в Программе уточняется, что российские судостроительные организации имеют возможность почти полного (до 90%) удовлетворения внутреннего спроса на средние и малые суда, а на большие океанские суда – до 60%.
На сегодняшний день в целях обновления флота в России разработаны меры поддержки отечественного судостроения через систему различных субсидий, направленных на развитие лизинга судов и морских сооружений, построенных на российских верфях на класс российского классификационного общества, а также на ускоренную утилизацию старого флота при одновременном заказе на верфи в РФ нового судна, также субсидию можно получить в рамках программ лизинга судов.
По оценке инвестиционно-аналитической группы «ПКР», самым мощным двигателем в рамках предпринимаемых государственных мер преобразований в рыбохозяйственном комплексе стала программа выделения квот на инвестиционные цели – строительство новых рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих заводов, включая до 20% квот добычи водных биоресурсов (из них 15% планируется направить на поддержку судостроения, 5% – на развитие береговой рыбопереработки).
В механизм заложены требования к проектам и к самим инвесторам. В качестве основных критериев для отбора проектов установлены: строительство объекта на территории России, высокий процент локализации производства. При выполнении этих отлагательных условий положительное решение будет конвертироваться в разрешение на добычу.
В принятом Постановлении Правительства РФ от 25.05.2017 № 633 (ред. от 10.11.2018) определены основные виды судов рыбопромыслового флота, которые включены в программу выделения квот на инвестиционные цели – строительство новых рыбопромысловых судов в РФ, а именно:
для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна
траулер-процессор длиной свыше 105 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более ░░░░░░ рег. тонн);
траулеры-процессоры длиной свыше 95 и от 80 до 95 м (с валовой вместимостью судов, составляющей соответственно более ░░░░░░ и ░░░░░░ рег. тонн);
среднетоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 35 м (с валовой вместимостью судна не менее ░░░░░░ рег. тонн);
среднетоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 25 м (с валовой вместимостью судна не менее ░░░░░░ рег. тонн);
малотоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 25 м (с валовой вместимостью судна не менее ░░░░░░ рег. тонн);
для Северного рыбохозяйственного бассейна
траулер-процессор длиной свыше 80 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более ░░░░░░ рег. тонн);
траулер-процессор длиной свыше 55 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более ░░░░░░ рег. тонн);
ярусолов-процессор длиной более 55 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более ░░░░░░ рег. тонн);
траулер-свежьевик длиной свыше 30 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более ░░░░░░ рег. тонн).
Судостроительные заводы в РФ
В России имеются компании-проектанты, разрабатывающие конструкторскую и технологическую документацию для строительства рыбопромысловых судов и не менее 13-ти судостроительных заводов, которые могут осуществлять строительство рыбопромысловых судов, в том числе:
В европейской части РФ: АО «Судостроительный завод «Северная Верфь», АО «Балтийский завод», АО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Адмиралтейские верфи», АО «Центр судоремонта «Звездочка» и некоторые его филиалы, АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», СЗ «Вымпел» (г. Рыбинск) АО «Ярославский судостроительный завод», АО «Сосновский судостроительный завод» и другие.
На Дальнем Востоке: ОАО «Амурский судостроительный завод» (от маломерных до крупнотоннажных судов), ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции», г. Благовещенск (от маломерных до среднетоннажных судов), ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» (возможно строительство маломерных и среднетоннажных судов), ОАО «Хабаровский судостроительный завод» (возможно строительство среднетоннажных судов), ОАО «Дальневосточный судостроительный завод «Звезда».