Стратегический консалтинг снова востребован

Стратегический консалтинг, спрос на который во время кризиса упал в несколько раз, снова востребован. Компании ищут новые пути развития в посткризисных условиях. 

Рост на рынке услуг стратегического консалтинга начался во второй половине 2010 г. Восстановление шло медленнее, чем в целом в консалтинге. «Расходы на стратегический консалтинг были сокращены в первую очередь», -- поясняет генеральный директор ИКФ «Альт» Александр Печерский. «Клиенты сократили объемы инвестиций в стратегию, поскольку их больше интересовали тактические задачи: сокращение затрат, реорганизация и просто выживание», -- говорит партнер, руководитель отдела консультационных услуг PwC Джеффри Николсон. По мнению генерального директора консалтинговой группы BI TO BE Михаила Милиниса, у большинства бизнесменов в ситуации нестабильности включается предпринимательский инстинкт -- браться за все, что может принести деньги. «Они пользуются любыми возникающими возможностями, именно поэтому стратегия осознанно или бессознательно отрицается», -- говорит он.

Ряды поредели

В 2009 г. спрос на стратегический консалтинг упал в России, по словам Александра Печерского, в 3-4 раза по сравнению с докризисными показателями. Михаил Милинис оценивает уменьшение консультационного рынка Петербурга в 30-50%. 

«Компании, которые до кризиса специализировались на услуге по разработке стратегии, в его разгар диверсифицировали свою продуктовую линейку», -- говорит директор по развитию АКГ «Развитие бизнес-систем» Андрей Максимов, поясняя, что предложение консультантов помочь клиентам разработать антикризисную стратегию особого ажиотажа у последних не вызвало. И в итоге компаний, которые занимались бы исключительно стратегиями, осталось немного. 

Сейчас консультационные компании говорят о растущем спросе на стратегический консалтинг. 

По их оценкам, спрос вырос почти в 2 раза, правда, по отношению к кризисному 2009 г. «Многие клиенты во всех отраслях изучают новые потребительские сегменты, каналы сбыта и продукцию, а также соответствующие модели бизнеса, организационные и операционные модели, -- объясняет Джеффри Николсон. -- Кроме того, многие клиенты рассматривают возможность совершения сделок слиянияи поглощения». 

А вот сторонние наблюдатели гораздо менее оптимистичны в своих оценках. По данным информационного агентства «КредИнформ», хоть динамика развития и положительная, но рост незначительный, всего 2-3%, и наблюдается не во всех направлениях. 

Наряду с количественным ростом консультанты отмечают качественные изменения запросов клиентов. «Если посмотреть на докризисные стратегии компаний, то можно увидеть амбиции, красоту идей и магию цифр», -- говорит Михаил Милинис. В «зажиточный» период компании разрабатывали собственную стратегию в основном по требованию акционеров или внешних потребителей -- только потому, что документ нужен был с формальной точки зрения, а потом такая стратегия, как правило, пылилась на полках. 

Теперь же многие почувствовали необходимость в стратегии. Как замечает заместитель генерального директора ООО «ФинЭкспертиза» Оксана Тимонина, «сегодня клиентов уже не устраивает только декларация целей и направлений, концепция должна быть обязательно применима на практике». 

«Пустые разговоры о том, что наша работа направлена на достижение стратегии, сейчас сменились эрой, когда эта деятельность измеряется в рублях и других качественных единицах», -- комментирует Андрей Максимов. По его словам, клиенты хотят знать, каким образом устроено стратегическое управление -- попытка увязать свою деятельность с лучшим мировым опытом является естественным следствием кризиса, когда выживают только те, кто сумел применить к своему бизнесу истории успеха других. 

Специфика бизнеса также оказывает влияние на подход к стратегическому консалтингу. Например, в компании ASTERA рассказывают, что в 2009-2010 гг. получили большое число запросовот региональных девелоперов, которых интересовали вопросы реконцепции существующих или устаревших объектов в современные объекты недвижимости. 

Сегодня возобновился поток запросов на консалтинг по объектам, находящимся на нулевой стадии реализации, отмечает старший аналитик отдела консалтинга ASTERA/BNP Paribas Real Estate ЕвгенияБуторина. «Концепции этих объектов были разработаны в 2008-2009 гг., и потому сегодня они требуют актуализации с учетом изменившегося рынка и расстановки сил на нем», -- говорит она. 

Молодо-зелено

В целом же эксперты считают, что в России институт стратегических разработок еще очень молод. Высококлассных специалистов единицы, а собственных разработок и того меньше, все передовые стратегические теории, а также подходы к ведению бизнеса и модели разработаны на Западе, замечают они.

Вернуться к списку