Советы консультанта: Экономист воспитывает и выигрывает

Юрий Пахомов, партнер Консалтинг-Центра "ШАГ" 
vedomosti.ru, апрель 2012

Советы консультанта: Экономист воспитывает и выигрывает

Для руководителя компании, а уж тем более владельца прибыль — вопрос первостепенной важности и предмет постоянного контроля. И если мы заработали в этом году, скажем, 10 млн чистой прибыли, то где они? Экономисты начинают толковать про выросшие в связи с ростом продаж запасы, про дебиторку, про авансы. Вроде бы они и правы… Но как-то не до конца. А деньги ой как нужны.

Когда владелец хочет получить ясный ответ о «монетизации прибыли», экономист оказывается в непростой ситуации. С одной стороны, основной заказчик и потребитель управленческой отчетности — это и есть сам владелец. И экономист просто обязан подгонять вид и форму своих отчетов под этого конкретного клиента. Но единственное, что умеет экономист, — это строить текущую картину бизнеса в форме трех основных финансовых отчетов. Это исчерпывающая картина, которая содержит всю ключевую информацию про данный бизнес. Другого способа пока не придумали. Чтобы пользоваться отчетностью, необходимо научиться прочитывать три картинки как три плоские проекции и восстанавливать по ним экономику предприятия как целостный, объемный объект. Без умения видеть экономику в формате 3D пользователь финансовых отчетов сможет извлечь не более четверти заложенной в них информации. Проблемой, однако, оказывается сам этот навык.

Сегодня у руля бизнеса зачастую стоит его создатель — тот, кто в прежней жизни конца 80-х был студентом, военнослужащим, научным сотрудником. И юность, а порой и зрелость большинства сегодняшних владельцев протекала вдали от занятий экономикой и финансами. Это значит, что экономист и владелец слишком по-разному мыслят об одном и том же и им крайне сложно найти общий язык.

Нам часто случалось присутствовать на защитах бюджетов и управленческих отчетов перед владельцами. Как правило, владелец действительно быстрее и лучше своего финансиста ориентируется в цифрах. Сразу выхватывает и видит главное. Но правда и то, что некоторые схемы и принципы экономического мышления отторгаются владельцами с досадным постоянством. И самый крепкий орешек здесь — вопрос о соотношении прибыли и денежных поступлений.

Неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда владелец, несмотря на все усилия постичь тайну трех отчетов, так и не осваивал этого инструмента. Отчаявшись найти общий язык с финансистами, собственники начинали сами разрабатывать форматы финансовых отчетов. Такие, которые были бы им удобны, понятны. Финансисты заполняли форматы нужными цифрами, владельцы пытались читать по ним свой бизнес. А он все не читался. И рано или поздно каждый владелец бывал вынужден отказаться от самодельных инструментов.

Что можно посоветовать экономисту? Во-первых, проявить твердость. Многие не доводят разногласия до острой фазы из-за боязни потерять место на фирме. Риск, конечно, есть. Но наблюдения подтверждают, что закаленные в рыночных баталиях владельцы, как правило, ценят и уважают тех, кто твердо стоит на своих позициях. А экономисты, которые путем уступок заводили учетную ситуацию в тупик, теряли работу уж как минимум не реже тех, кто был тверд и принципиален.

Очень неплохо бы экономисту стать педагогом. Конечно, заниматься воспитанием и экономическим просвещением владельцев, менеджеров, сотрудников, искать ключи и подходы к каждому трудно. Этому не учат в экономических вузах. Но в сложившейся ситуации это является объективным требованием жизни, не выполняя которого невозможно полностью реализовать себя в профессии и быть максимально эффективным.

И конечно, экономисту следует активно вращаться в профессиональном сообществе. Даже если специалист просто регулярно общается с коллегами из других компаний и ощущает себя членом профессионального клуба, это психологически переводит его в другую весовую категорию, дает больше внутренней свободы и свободы во взаимоотношениях с работодателем. И в значительной мере предохраняет профессиональное самосознание от растворения в «корпоративном экономическом бескультурье». Следующая ступень — это профессиональные общественные организации, реальная сила, авторитет и возможности которой значительно превосходят возможности отдельного человека. Объединенными усилиями можно было бы сделать немало и в просветительской работе, и в поднятии престижа профессии, и в защите профессиональных ценностей. Думается, активность таких общественных организаций и массовое участие в них экономистов-практиков принесли бы неоценимую пользу и экономистам, и бизнесменам.

Вернуться к списку