Некоторые тенденции рынка консалтинга (по материалам собрания АСКОНКО 14 марта 2013 г.)
Собрания АСКОНКО традиционно начинаются с обмена новостями, мнениями, важными событиями. Если собрать и обобщить их, получается некий срез, картинка происходящего.
Что же происходит?
После кризиса 2008-2009 года наступила ремиссия, которая продолжалась в течение 2010-2012 гг. Да, количество запросов и проектов уменьшилось; да, проекты стали короче; да, условия работы стали более жесткими – и по требованиям к результатам и по условиям оплаты. Но на протяжении этих лет явно ощущался если не рост рынка, то уж точно оживление, и многим компаниям удалось достичь практически докризисного уровня. У некоторых, однако, выручка по сравнению с докризисными показателями упала в 10 раз. В целом 2012 год все закончили вполне благополучно, со средним приростом к 2011 г. на 15-20%. В то же время, все сошлись на том, что кризис не закончился, и что улучшение ситуации на рынке отнюдь не стало стабильной тенденцией.
Для компаний, работающих со средними российскими частными компаниями, первый квартал 2013 года обещает быть не очень успешным. Ситуацию несколько смягчают отложенные выплаты по проектам, завершенным в последнем квартале 2012 года, но количество запросов на консалтинг сокращается. И если в 2008 году консультанты могли выбирать наиболее интересные проекты и отказываться от менее привлекательных, то в последние годы такой возможности нет почти ни у кого.
Похоже, что в 2013 году ситуация начинает меняться. Если последние два года 1-й квартал был достаточно оживленным, то в 1-м квартале нынешнего года, как и в 2009-м, на рынке наблюдается затишье. Это касается и новых обращений от потенциальных клиентов, и поступления оплат за уже выполненные работы. В целом коллеги ощущают снижение запроса на консалтинг со стороны бизнеса. Возможно, это связано с тем, что стоимость консалтинговых проектов становится непосильной для части клиентов, и некоторые из них в случае необходимости предпочитают взять в штат сотрудника, который, по их мнению, сможет решить необходимые задачи.
Одной из отмеченных тенденций является рост количества запросов от иностранных компаний. По-видимому, это связано с ухудшением экономической ситуации в Европе. Поскольку сырьевой России пока удается относительно безболезненно (по сравнению с другими европейскими странами и США) преодолевать волны кризиса, она, несмотря на явное снижение уровня жизни, все еще является привлекательным рынком для многих западных бизнесов. Можно ожидать, что в дальнейшем с их стороны появится массовый запрос к консалтинговым компаниям на исследования рынков, формирование стратегий выхода на рынок, помощь в поиске партнеров и т.п.
Происходят изменения и на рынке тренингов. Похоже, что московские компании переживают разочарование в этом виде услуг из-за высокой стоимости и недостаточной эффективности. Ведь эффект от проведенного тренинга, если рассматривать график, выглядит как небольшой всплеск, который очень быстро сходит на нет, и дальше люди продолжают двигаться по накатанным рельсам, как будто никакого тренинга и не было. В то же время, на рынке есть запрос на обучение, но с другой глубиной погружения в предмет и в формате, отличающемся от традиционного. Это могут быть программы дистанционного обучения, либо многоэтапный конкурс среди сотрудников – форма, в которой, в отличие от традиционного тренинга, помимо обучения заложена еще мотивация персонала на обучение, и т.п.
Еще одна позитивная тенденция – появление запросов и начало переговоров со множеством небольших молодых бизнесов с оборотом 2-8 млн. дол. Многие бизнесмены со стажем, которые начинали в 90-е, с одной стороны, успели устать российских от реалий, с другой – доказали себе и другим все, что хотели доказать. Скопив капиталы, позволяющие с той или иной степенью комфорта проживать в одной из западных стран, они потихоньку движутся в этом направлении. А в это время на сцену выходит новое предпринимательское поколение. Оно активно, заинтересовано, оно хочет работать и развивать свой бизнес в России.
Консультанты отметили, что некоторые тенденции рынка возвращают нас в 90-е. Это и попытки не платить по обязательствам после выполнения и сдачи работ, и более низкий уровень профессионализма владельцев и топ-менеджеров (и как следствие – снижение качества запросов на консалтинг). Но есть и отличия. Если первое поколение предпринимателей активно училось и осваивало новую для них сферу знаний, зачастую делая находки и совершая уникальные открытия, то новое поколение не заинтересовано в получении фундаментальных знаний. Им нужны четкие простые инструкции: что делать в той или иной ситуации. И нужен постоянный коучинг, поскольку ситуации постоянно изменяются.
Рецепты выживания
Очень нелегко приходится консалтинговым компаниям, не имеющим запаса прочности в виде постоянного заказчика, из года в год проводящего изменения и нуждающегося в консультационной поддержке. Трудно и тем, у кого нет аффилированного зарубежного партнера, время от времени подкидывающего заказы, полученные по собственным каналам. Как таким компаниям пережить эту трудную полосу?
Опыт коллег показывает, что небольшим и неизбалованным компаниям достаточно получить 2-3 хороших заказа в течение года, чтобы не только выйти в ноль, но и получить прибыль. Замечательно, если есть хотя бы 1, а лучше - 2-3 продолжительных контракта с крупными компаниями, которые смогут служить основой и в некоторой степени гарантией благосостояния, и к которым можно добавлять более мелкие проекты в течение года.
Еще один способ, который стоит испробовать – вывести на рынок новый продукт, который либо ориентирован на более перспективную клиентскую нишу, либо более точно отвечает сегодняшним потребностям клиента. Например, может принести ощутимый для клиента результат с небольшими затратами и в очень короткое время. Понятно, что если клиент останется доволен, то такой экспресс-проект имеет шанс перерасти в более продолжительный и интересный для консультанта. Возможно, сработает вывод на рынок недорогих простых «коробочных» продуктов для небольших бизнесов.
Коллеги также поделились опытом изменения целевой клиентской ниши: вместо продаж непосредственно потребителям услуги они стали работать на субподряде с крупными консалтинговыми компаниями, выполняя для них в больших проектах часть работ по своему профилю. Такие проекты гораздо более маржинальны; самую сложную часть проекта – продажу – выполняет генеральный подрядчик; и если удалось продать ему свои услуги один раз, и он остался доволен результатами сотрудничества – можно рассчитывать на совместную работу с ним и в дальнейшем.
Мы известны своей способностью к выживанию в сложных условиях и способностью находить выход из ситуаций, кажущихся безнадежными. Наверное, есть и другие возможности и методы преодоления кризисных сложностей. Будем рады, если вы поделитесь с коллегами вашими находками!