Налоговая политика

Голландец Эрнстьян Рюттен помогает европейцам пробираться сквозь тернии российских законов.

В Москву он приехал почти десять лет назад. Теперь он глава московского офиса созданной им же компании Taxperience. Когда спрашиваешь о его планах на будущее, он говорит так: «На ближайшие лет двадцать мне хватит дел здесь. А там посмотрим». О том, как вести консалтерский бизнес в Москве, корреспонденту журнала BIGMoscow рассказывает голландский предприниматель Эрнстьян Рюттен.

Привыкаешь все считать в рублях

Профессию Рюттен выбрал, когда ему было 15 лет. В 1996-м, окончив университет, начал карьеру в компании Andersen, одной из крупнейших консалтинговых фирм мира. Но через несколько лет она разорилась.

— Я тут ни при чем, — смеется Эрнстьян и мотает головой. — Получилось так, что обанкротился один из крупнейших клиентов, компания Enron. Инвесторы предъявили претензии, сказали, что аудиторы должны были знать о проблемах и предупредить общественность. Подали в суд. Разбирательство закончилось в нашу пользу: суд постановил, что вины нашей компании нет. Но было поздно. Доверие к компании было подорвано, клиентская база развалилась. Я перешел в Ernst & Young, и через несколько лет меня пригласили работать в московском офисе.

— А до того вас что-нибудь связывало с Россией?

— Абсолютно ничего. Ни о вашей стране, ни о Москве я ничего не знал. Это был 2006 год, экономика России росла как на дрожжах. В московский офис требовались сотрудники, и руководство настаивало. Мне устроили ознакомительную поездку, и я просто влюбился в эту страну. Здесь я сразу познакомился с двумя русскими коллегами, которые до сих пор остаются моими лучшими друзьями. Тогда они проявили чудеса гостеприимства: мы съездили в Карелию, где катались на снегоходах. Побывали в Сочи, где есть и море, и горные лыжи. Когда я вернулся, то сразу дал согласие. Уже через пять недель после первого разговора о возможном переезде я обосновывался в Москве. Поначалу, конечно, было тяжело. Ведь даже надписи на указателях я не мог разобрать. Но меня окружали прекрасные люди, они как могли помогали мне. И в конце концов я освоился. Здесь есть свои недостатки. Автомобильные пробки, дороговизна жизни. Но это огромный город, он живет круглые сутки. А буквально в двух часах езды такая природа, что глаз не оторвешь.

— Неужели жизнь в Москве дороже, чем в том же Амстердаме?

— Что-то дороже раза в два. Например, недвижимость. Или еда в ресторанах. В остальном же если мыслить в европейской валюте, то здесь не очень дорого. Но постепенно привыкаешь все считать в рублях, и тогда цены кажутся просто запредельными. Впрочем, дороговизна — это проблема любого большого мегаполиса.

Один в восьми метрах

— Ваш бизнес обслуживает российские компании, выходящие на европейский рынок? Или наоборот — иностранцев, открывающих бизнес в России?

— Сейчас около 75 % наших клиентов — это иностранные компании. Когда я только приехал сюда, было как раз наоборот, мы обслуживали только российские фирмы, выходящие на международный рынок. Но в кризис 2008 года наши клиенты принялись сворачивать зарубежные проекты. Был момент, когда мне было просто нечего делать. И я начал искать иностранных клиентов, заинтересованных в российском рынке. Таких оказалось немало. И в итоге я сделал то, о чем всегда мечтал: открыл собственную консалтинговую фирму.

Я перешел в Ernst & Young, и через несколько лет меня пригласили работать в московском офисе.

— Как же вы решились конкурировать с китами индустрии?

— Я им не конкурент. Дело в том, что крупные консалтинговые компании обычно находят проблему в бизнесе клиента и предлагают решение. То есть изучают ситуацию и пишут отчет — ничего больше. А очень часто процесс выполнения этих рекомендаций тоже требует контроля, сопровождения. Нужно на каждом этапе смотреть, что получается и в чем причина того, что не получается. Нужно держать руку на пульсе. Громадные консалтинговые фирмы обеспечивают такое сопровождение редко, только в особых случаях. К тому же позволить себе обратиться к ним могут только очень большие корпорации, потому что это дорого. Но есть масса фирм поменьше, которым налоговые консультации тоже нужны. Так что если раньше моими клиентами были производители самолетов, то теперь это логистические и транспортные фирмы, IT-компании и другие. Мы сотрудничаем с ними постоянно, нас связывают и деловые, и дружеские отношения.

_____________________________________________________________________________

Алена Сосновская, ведущий консультант компании «Excit group», член АСКОНКО:

В последние годы несмотря на кризис в России все больше молодых, быстрых бизнесменов-стартаперов. Они что-то «мутят», это их личное определение, но очень мало кто из них задумывается о налогах. Нет, не то чтобы они не хотели их платить, они просто не думают! Это как раз тот клиент, который, возможно, уже завтра обратится за услугами к налоговому консультанту. И это совершенно отдельная, на мой взгляд, ниша.

У нее есть особенности и сложности. К сожалению, основная масса запросов возникает уже после того, как все случилось: сделки прошли и уже ничего не изменишь, налоговая проверка на пороге и поздно думать, как было бы правильно сделать. Но часто возникают очень интересные задачки.

И хотя в Москве почти 4 тыс. налоговых консультантов, зарегистрированных в Палате налоговых консультантов, меняющееся законодательство России постоянно прибавляет им работу в области налогообложения и разумной оптимизации.

Большинство коллег уже отказались от офиса. Сейчас Палата налоговых консультантов даже приняла решение создать для своих членов подобие коворкинга. Идут чтения закона о налоговом консультировании, Палата готовится к разработке профстандарта.

Все актуальнее становится сфера налогового консультирования граждан (физических лиц). Рынок консультирования, в особенности налогового, остается привлекательным и растущим в крупных богатых регионах и городах, прежде всего — в Москве. Текущий тренд в налоговом консультировании: из-за резкого давления на «офшорные варианты организации бизнесов» очень важны новые инструменты финансово-налогового моделирования с отличным знанием региональных судебных практик в этой сфере. Доля аттестованных специалистов растет.

_____________________________________________________________________________

— Насколько трудно создать собственную компанию в России?

— Совсем не трудно. На регистрацию ушло около месяца. Правда, я оформил московский фирму не как российскую, а как филиал голландской компании.

— Это такая налоговая лазейка?

— Ни в коем случае, просто так мне показалось удобнее. Российская фирма или филиал иностранной — с точки зрения налогов особой разницы нет. Если предполагается, что из России и в нее через границу будут идти большие финансовые потоки, то удобнее регистрировать филиал. Но если речь идет об экспорте-импорте или о деятельности, на которую в России требуется лицензия, то без российского юридического лица никак не обойтись.

— И все же создание фирмы — это не только регистрация. Нужно снять офис, нанять людей, найти клиентов.

— Признаюсь, у меня были клиенты, с которыми я сотрудничал в Ernst & Young. И поначалу я работал один, снимал 8-метровую комнатку в офисном центре, где давали все необходимое для таких же одиночек. Предоставляли и секретарей, которые весь день отвечали на звонки, и помещения для переговоров. Конечно, неудобно было принимать в той каморке клиентов. Меня спасало то, что обычно руководители компаний не любят ездить по пробкам на переговоры. Они говорили: «Приезжайте к нам». И я с удовольствием ехал. Где-то через год я перебрался в другой офис. Фирма росла, нужно было нанимать сотрудников. Одному в том бизнес-центре было хорошо, но цена метра офисной площади за счет дополнительных услуг раза в два выше, чем в среднем на рынке. Так что когда друзья помогли мне найти новое помещение, я с удовольствием сменил дислокацию.

— А снять офисное помещение такая проблема, что требуется помощь друзей?

— Не то чтобы это сложно, но почему-то в Москве на это уходило много времени и сил. Так было несколько лет назад. Сейчас офисных площадей много, даже цены падают. А тогда... Вроде договорился, едешь по пробкам... Пока доехал, его уже сняли.

Персонал среднего уровня в России обходится работодателю значительно дешевле, чем в Европе.

— Вы заговорили о наборе сотрудников. Как здесь с этим? Сколько стоят профессионалы в вашей области, насколько ониквалифицированы?

— Обычно я искал людей через знакомых. Хотелось, чтобы ключевые люди были из тех, кому можно доверять. А средний персонал пару раз искали через рекрутинговые агентства. Квалификация всех наших людей достаточно высокая, мы просто не можем позволить себе иного. Но вот что я заметил: персонал среднего уровня в России обходится работодателю значительно дешевле, чем в Европе. А руководителей высшего звена, настоящих профессионалов, здесь задешево не купишь. Им придется платить даже больше, чем в той же Голландии.

Расходы нужно доказать

— Давайте поговорим о налогах. Представим, что есть парень, торгующий газировкой на Тверской улице в Москве. И есть такой же парень в «квартале красных фонарей» в Амстердаме. Кто будет платить налогов больше?

— Думаю, ни тот, ни другой не будет платить никаких налогов. Но если серьезно, то в России для небольших компаний налоговое бремя неизмеримо меньше, чем во всех европейских странах. Там ставка от 30 до 50 %. А здесь от 6 %. Для компаний покрупнее условия немного выравниваются. Корпоративный налог здесь где-то 20–23 %, а там — 25–30 %. Другие платежи примерно одинаковые. Крупным компаниям в Европе приходится платить в бюджет чуть-чуть больше, нежели российским.

____________________________________________________________________________

Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»:

Особняком на рынке консалтинговых услуг стоят компании большой четверки: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst &Young, KPMG. Они собирают основной объем выручки. С ними работает крупный бизнес. Далеко не всегда компании большой четверки оказывают более качественные услуги, однако в первую очередь речь идет о продаже своего бренда. Есть некий стереотип среди крупного бизнеса «не пристало работать с компаниями второго эшелона», не говоря уже о малых компаниях, это вопрос имиджа, но есть и объективная сторона: большая четверка принимается западными партнерами, инвесторами, что, наверное, главный аргумент.

Консалтинг — это очень широкое понятие. Тут и консультирование, и аудит, и автоматизация, и разработка стратегий развития, и юридические услуги и так далее.

На этом рынке много малых компаний, состоящих из 5–10 человек. Но по выручке их доля невелика. И, честно говоря, с качеством бывают проблемы: малым компаниям непросто выстроить систему внутреннего контроля.

Консалтинговый рынок очень конкурентный. Одна из причин — достаточно низкая цена входного билета в него. Специалисты могут стартовать даже единолично, зарегистрировавшись индивидуальным предпринимателем и оказывая услуги по финансовому анализу, по правовой практике. По мере увеличения клиентской базы и объемов работы штат добирает себе помощников и сотрудников. Рынок консалтинговых услуг в этом плане — один из наиболее доступных. Ведь на начальном этапе можно обойтись даже без офиса — работать в удаленном режиме, на выездах. Есть вариант работы на подряде у крупных консалтинговых компаний, они очень активно прибегают к субподряду.

Самый простой вариант. Нужно создать сайт в Интернете, который в среднем обойдется в 60–80 тыс. рублей. Контекстная реклама в «Яндекс.Директ» и в «Гугл» может стоить порядка 60 тыс. в месяц, но можно начать и с меньшего бюджета. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, даже если это делать не самостоятельно, стоит не дороже 5 тыс. рублей. Таким образом, совокупная сумма получается в районе 150–200 тыс. рублей. Объективно говоря, профессионал без работы не останется. На хлеб заработает, но вопрос роста и конкуренции с крупными компаниями уже значительно сложнее. Одно дело управлять собой и другое — целым штатом.

______________________________________________________________________________

— В чем различия в налоговых законах в России и в Европе?

— В целом системы похожи. Но особенности есть, и существенные. В России нужно отчислять средства по разным адресам, включая пенсионный фонд, социальное страхование и так далее. В Европе вроде бы такие же платежи, но там ты платишь в два-три места, и все. А здесь таких мест шесть или семь. В Голландии, когда работник уходит в оплачиваемый отпуск, ему просто начисляют ту же зарплату, которую он получает. А здесь нужно рассчитать рабочие дни по одной ставке, выходные — по другой. Результат часто получается один и тот же, но в России для его достижения нужно приложить куда больше усилий.

Или возьмем вот эту чашку, из которой вы пьете кофе. Мне нужно здорово потрудиться, чтобы доказать: она нужна мне для бизнеса, ее стоимость нужно исключить из налоговой базы. Дома с этим нет проблем: все, что куплено для офиса, автоматически включается в расходы фирмы. А доказывать обоснованность трат нужно только когда ты купил, например, «Феррари». Здесь же нужно подтверждать необходимость для бизнеса каждой покупки, будь то оргтехника или бензин для служебной машины.

— То есть тем, кто готовится вести бизнес в России, нужно быть готовым к ежедневным налоговым подвигам.

— На самом деле все не так сложно. Нужно понять, что в отличие от европейских стран, налоговое законодательство здесь очень формализовано. На Западе достаточно послать документы в налоговую по электронной почте. А в России следует обязательно проштамповать печать и отвезти бумагу. Но если вникнуть в эти формальности и выполнять все требования строго, по пунктам, то никаких проблем не возникает. Все страшные истории о российских налоговиках, которые якобы вымогают взятки или, как здесь говорят, «кошмарят» бизнес, рождаются из ошибок или сознательного невыполнения требований. Да, если документы неправильно оформлены — штраф, с этим здесь не церемонятся. Но если нарушений нет, никто не будет вас наказывать или вымогать деньги.

— С какими проблемами чаще всего к вам обращаются клиенты?

— Ну, например, совместить российские налоговые правила и компьютерную систему, установленную в сети какой-нибудь немецкой фирмы. Или помочь оптимизировать налоговые платежи. В любом случае к нам обращаются для того, чтобы снизить платежи. Скажем, в России при экспортных операциях посредник, чтобы требовать возврата налога на добавленную стоимость, должен стать собственником товара. Многие западные компании не знают этого и теряют 18 %. Говорят: «Во всех странах без проблем работаем как агенты, а в России теряем на этом деньги». Но достаточно оформить покупку, а потом продажу товара, и эти проценты остаются в компании. Когда мы объясняем это клиентам, они очень удивляются.

— Насколько велики шансы быстро разобраться в нюансах местных налоговых правил?

— Мне потребовалось четыре года. Так что поначалу все-таки лучше обратиться к хорошему консультанту.

Текст Евгений Владимиров

Вернуться к списку