Много ли в России инноваций
Д. Сироткин, С. Иванов, ИКФ «АЛЬТ»
Дискуссии о состоянии и перспективах инновационного сектора России не утихают до сих пор. Если ограничиться бизнес-аспектом, то на первый план выходят вопросы размера и конкурентоспособности инновационного сектора:
- Вопрос размера инновационного сектора России заключается скорее в определении не абсолютного размера этого сектора, который сам по себе мало о чем говорит, а относительного – его позиции в мировой инновационной экономике.
- Вопрос конкурентоспособности инновационного сектора России в основном сводится к тому, какая доля производимой в России инновационной продукции может составить реальную конкуренцию лучшим зарубежным аналогам.
Попробуем разобраться с ответами на эти ключевые вопросы. Ведь судя по непрекращающимся дискуссиям однозначных ответов пока что не получено.
1. Размер инновационного сектора России
Начнем с базовой вещи – оценки размера инновационного сектора России. На первый взгляд с этим у нас все в порядке: имеется ряд методов прямой и косвенной оценки всего сектора, а также его отдельных значимых частей.
Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что у каждого из этих методов имеются существенные недостатки (см. таблицу 1).
Таблица 1. Сравнение методов оценки размера инновационного сектора
Ключевая проблема состоит в том, что основной метод прямой оценки инновационного сектора, используемый ОЭСР:
- является опросным, т.е. допускает достаточную степень субъективности при оценке респондентами различных аспектов инновационности своих предприятий
- включает достаточно детальные вопросы, на часть из которых российские респонденты могут ответить только сугубо экспертно, поскольку не имеют по ним фактических данных
Эти недостатки признаются и самими разработчиками методики. Тем не менее, на практике альтернатива этой методике отсутствует. Кстати, и в других странах тоже. Поэтому мы будем опираться на результаты исследования ГУ-ВШЭ за 2009 г., проведенного в соответствии с международной методологией. Что обеспечивает сопоставимость этих результатов с результатами исследования по другим странам.
Отметим, что большинство методов измеряет скорее «среднюю инновационность по больнице», нежели размер собственно инновационного бизнеса в России. Поэтому мы решили собрать данные по суммарной выручке компаний, специализирующихся на коммерциализации инновационных разработок. Консультантами фирмы «АЛЬТ» были отобраны более 150 таких российских компаний. Безусловно, таких компаний существенно больше, хотя вряд ли мы упустили сколько-нибудь крупные инновационные компании.
Ниже представлены результаты оценки отобранными нами основными методами:
Схема 1. Матрица методов оценки инновационного сектора России
Итак, размер инновационного сектора России (объем выпуска инновационной продукции) в 2009 году был оценен ГУ-ВШЭ в $30 млрд. или 4,6% от объема выпуска промышленной продукции. В целом, данная оценка выглядит достаточно правдоподобной. Определенные сомнения появляются при сопоставлении данных по России с данными исследования ОЭСР по ряду других стран, приведенными в материале ГУ-ВШЭ. Например, в Европе наибольшая доля вновь внедренных или подвергшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных услуг, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства приходится на Мальту и Грецию, а наименьшая доля – на Россию (минимальная доля), Латвию и Норвегию. Причём речь идёт именно о инновациях новых для рынка, а не только для компании. Ситуация с Мальтой выглядит любопытн ой. Действительно, кто слышал о том, что Мальта – значимая инновационная держава?
Однако это можно объяснить сравнительно высокой концентрацией производств таких высокотехнологичных компаний как Methode Electronics Inc. – производитель электронных компонентов из Чикаго, или Итало-Французский производитель полупроводников ST Microelectronics , которые обеспечивают Мальте несколько десятков миллионов евро инновационного производства и высокотехнологичного экспорта. Вполне доситаточное количество, чтобы выйти в лидеры по относительным показателям. Напротив, в случае Греции, аналитики АЛЬТа бессильны привести правдоподобные интерпретации.
По расчётам АЛЬТа суммарная выручка более 150 российских компаний, специализирующихся на коммерциализации инновационных разработок, составила порядка $3,5 млрд. Итоговая выручка всех таких компаний была экспертно оценена в $4-6 млрд. Эти цифры интересны тем, что отражают размер рыночного ядра инновационного сектора России, инноваций как отдельного бизнеса. Как и положено, доминирующий вклад в суммарную выручку вносят менее 20% таких компаний (Яндекс, Лаборатория Касперского, Транзас, Микран, ЭлеСи, Диаконт и др.). Именно эти компании сумели доказать, что развивать инновационный бизнес в России можно так же успешно, как и в других странах.
В целом получается, что собственно инновационный бизнес обеспечивает выпуск менее 20% всей инновационной продукции в России ($4-6 млрд. из $30 млрд.). Основная часть продукции, относимой по методике ОЭСР к инновационной, приходится на автопром, оборонную, атомную отрасли и т.д. Как правило, это продукция, относящаяся не к уровню мировых разработок, а к уровню инноваций новых для местного рынка или для компании.
2. О месте и конкурентоспособности инновационного сектора России в мире
Недостаток представленных выше цифр состоит в том, что они мало что говорят о месте инновационного сектора России в мире. В связи с этим мы постарались, где это было возможно, соотнести эти цифры с общими цифрами по миру. Вот что получилось:
Схема 2. Место инновационного сектора России в мире
Итак, по ориентировочным расчетам, доля инновационного сектора России в мире составляет порядка 0,34%. Как оценить, много это или мало? Если соотнести эту цифру с долей ВВП России в мире – 1,8%, то становится очевидно, что - мало. Скромное пока что у нас место в инновационном мире.
На основе представленных цифр можно сделать ряд замечаний по поводу конкурентоспособности инновационного сектора России:
- Сопоставление доли российского инновационного сектора в мире (0,34%) и доли российских затрат на R&D в мире (3,77%) свидетельствует о неэффективности затрат на исследования и разработки в России. Анализ показывает, что в области затрат на R&D мы отличаемся тремя особенностями:
- превалированием государственного финансирования R&D (первое место в мире по его доле в общих затратах на R&D)
- наибольшей долей затрат на фундаментальные исследования (4,3% в мире) по сравнению с долями затрат на другие виды исследований и разработок.
- Основная доля затрат на R&D – затраты на новое импортное оборудование, а не на собственно исследовательские работы, как в ведущих инновационных державах мира
- Сопоставление доли российского инновационного сектора в мире (0,34%) и доли российских триадных патентов в общем количестве триадных патентов в мире в 2009 г. (0,1%) свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности российской инновационной продукции на мировом рынке.
Эксперты отмечают также проблему ограниченности внутреннего спроса на российские инновации и недостаточные усилия по их продвижению на мировом рынке.
3. Перспективы создания в России инновационной экономики
Совсем недавно в России была принята «Стратегия инновационного развити я Российской Федерации на период до 2020 г.». Реалистичность заложенных в ней темпов роста инновационного сектора и эффективность планируемых мероприятий вызывает определенные вопросы. Тем не менее, возникает вполне стратегический вопрос: если запланированные на 2020 год показатели будут выполнены, можно ли будет считать это переходом к инновационной экономике?
В качестве критерия превращения экономики России в инновационную можно рассматривать то, что доля инновационной продукции России в мировом объеме инновационной продукции станет выше, чем доля ВВП России в мировом валовом продукте.
Опираясь на текущие прогнозы Мирового банка по росту валового продукта к 2020 году и экстраполируя расчетные данные по объему выпуска инновационной продукции в 2009 году на 2020 год (в соответствии с данными о темпах роста валового продукта), мы приходим к обнадеживающему результату: к 2020 году доля инновационного сектора России в мире (2,4%) могла бы заметно превысить долю ВВП России в мире (1,8%).
Наш прогноз по созданию в России инновационной экономики умеренно оптимистичен:
- Ожидать успешной реализации комплекса интенсивных системных изменений, заложенных в «Стратегию инновационного развития РФ», вряд ли стоит. К сожалению, складывается впечатление, что задача создания инновационной экономики уступает ряду других приоритетов российских властей.
- Надежда скорее на то, что успешная реализация достаточно многочисленных инновационных проектов, уже профинансированных РОСНАНО, РВК, Сколково, вызовет существенный рост объема инновационного бизнеса и инициацию новых инновационных проектов. Это не обеспечит превращение всей экономики в инновационную, но позволит инновационному бизнесу стать реальным локомотивом роста экономики России.
Основные выводы:
Методы оценки
1. Надежные прямые методы оценки размера инновационного сектора как России, так и других стран отсутствуют. Многое зависит от качества экспертных оценок.
2. Однако сочетание прямых и косвенных методов оценки дает возможность укрупненно оценить размер и структуру инновационного сектора.
3. Примененный нами метод прямой оценки выручки инновационных компаний несовершенен, но дает определенную оценку размера инновационного бизнеса.
Ключевые цифры
1. Размер ядра инновационного сектора России (собственно инновационный бизнес) составляет $4-6 млрд.
2. Общий объем инновационной продукции компаний России – порядка $30 млрд.
Место инновационного сектора России в мире
1. В текущий период инновационный сектор России занимает в мире достаточно скромную позицию (менее 1% мирового инновационного сектора).
2. Ключевые диспропорции развития инновационного сектора России:
- неэффективность коммерциализации результатов исследований и разработок (особенно - бюджетных)
- недостаточное количество инновационных продуктов мирового уровня
- недостаточная активность по их продвижению на мировом рынке.
- ограниченность внутреннего спроса на инновационные продукты
3. Вряд ли к 2020 году экономика России превратится в инновационную. Однако успешная реализация значительного количества уже профинансированных инновационных проектов может привести к тому, что инновационный бизнес станет реальным локомотивом экономики России.