Кто сейчас инвестирует и куда?

Сейчас, после того, как кризис судя по всему прошел свою острую фазу, интерес к открытию всевозможных предприятий ресторанного бизнеса существенно вырос. Судя по тому, что интерес этот длится уже более полугода (примерно с осени 2010), можно смело исключить случайную, сезонную и истерическую составляющую и констатировать, что возврат инвесторов на ресторанный рынок приобрел осмысленный и устойчивый характер.

Кризис 2008 года для ресторанного рынка имеет существенные отличия от своего собрата 10-летней давности. И, главное отличие заключается в том, что значительная часть финансовых ресурсов была скорее не потеряна, а просто отложена, а также в том, что потребитель пострадав серьезно, пострадал все-таки не в такой степени как тогда. То есть, платежеспособный спрос тоже в значительный степени был скорее отложенным, чем отсутствующим. Главное, что из этого следует – это то, что проблемы низкого старта удалось избежать. То есть, рынок в целом сохранил свои позиции не провалившись слишком сильно со всеми своими потребителями, которые, кажется, вопреки всему все-таки в основной массе продержались.

Периоды выхода из кризиса традиционно считаются периодами хороших возможностей. Во многом, это явление психологическое, но, в любом случае подталкивающее реальных инвесторов к действию. 
Реальные инвесторы в настоящее время – кто они?

Во-первых, это уже существующие ресторанные сети, холдинги, компании, которые более-менее безболезненно пережили кризис. Сейчас они активно инвестируют и развиваются. Будем надеяться, что сейчас они будут делать более осмысленные инвестиции и следить не только за показателями количественного, но и качественного роста. Не все избежали процессов слияний и поглощений, но все основные бренды сохранились и это главное. Крупные структуры – это флагманы и должны особенно внимательно следить за собой. Важно помнить, что общее здоровье рынка формируется персональным здоровьем его участников. Когда у кого-то проблемы (у рулевых в первую очередь), то это можно сравнить с какой-нибудь техногенной катастрофой – работы тех или иных объектов приостанавливаются до выяснения причин. Только в случае ресторанного рынка приостанавливаются инвестиции. В настоящее время можно отметить стремление к диверсификации бизнеса – то есть, созданию портфеля проектов, в котором присутствовали бы рестораны различных форматов – от фаст-фуда до премиальных заведений. Очевидно, что такой набор позволяет сохранять устойчивость и имеет прямую аналогию с табуреткой, где чем больше ног – тем он устойчивей, особенно в периоды всевозможных кризисов. Есть и другая существенная сторона – мультибрендовая компания может прийти в какое-нибудь перспективное место и осесть в нем со всеми своими концепциями, предлагая разнообразие, которое обычно требуют владельцы этого места. Например, такими местами могут быть аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, торговые центры и т.д.
Сейчас, расширять свой портфель брендов большинство компаний старается за счет различных демократичных концепций – очевидно, кризисный шок не прошел даром.

Во-вторых, на рынок начинают возвращаются непрофильные, но крупные инвесторы, представляющие собой компании, иногда довольно крупные и желающие расширить свою деятельность. Для большинства из них интересны крупные проекты, в которые можно было бы вложиться – то есть, в первую очередь сетевые. А сетевые – это рестораны быстрого питания и демократичные заведения с обслуживанием. Нередко такие компании имеют некий продукт, потенциально связанный с ресторанным бизнесом и который они хотят реализовывать. Например, пиво – для пивных ресторанов, мясо – для мясных, сыр – для пиццерий, кондитерская заморозка – для булочных-кондитерских и т.д. В целях экономии некоторые из них с самого начала планируют развиваться по франчайзинговой схеме, которая стала особенно популярной в последнее время – особенно потому, что так или иначе, но правила ведения франчайзингового бизнеса в общем виде оформились.

В-третьих, это как всегда частные инвесторы, которых после любого кризиса особенно много. В частности, это представители интеллектуальных и ранее хорошо оплачиваемых профессий – маркетологи, менеджеры, программисты, наконец. В кризис многих увольняли и у них произошло переосмысление ценностей, что заставляет подаваться их в свой бизнес. Естественно, что они – только часть общей массы частных инвесторов, которая дожидалась благоприятных условий, чтобы выйти на рынок. Для них основной сегмент – это недорогие по вложениям кафе, фаст-фуд, закусочные, стрит-фуд и т.п. Вложения, на которые они рассчитывают – в пределах 50-100 тыс. у.е.

Куда вкладываться – вопрос вечный и каждый инвестор решает это сам для себя. Можно сказать так – что при наличии хорошего места практическое  любое демократичное предприятие будет востребовано. Популярной остается бургерная тема, пиццерии, пирожковые/плюшечные, кофейни, булочные-кондитерские (особенно), блины. По-прежнему остается востребована кухня «обо всем» - она же «смешанная», она же «европейская».

По-прежнему рискованным мероприятием можно считать рыбный фаст-фуд. А китайские заведения все также подходят для очень оживленных мест.

 

Источник http://www.restcon.ru/

Андрей Петраков

Вернуться к списку