Кризис против планктона

Обвал рубля, снижение доходов населения, удорожание ипотеки и неминуемое сокращение спроса стали проблемой для застройщиков города.

Одни эксперты проводят параллели с кризисом 2008 года, из которого многие вышли практически бескровно, другие считают, что глобальные проблемы еще впереди. Но есть и третьи, которые видят плюсы даже в этой ситуации.

Оптимисты и пессимисты встретились на круглом столе «Генподряд или все подряд?», чтобы обсудить текущую ситуацию.

Подрядчикам кризис не помеха

Далеко не все игроки петербургского рынка считают нынешнюю ситуацию кризисом. Так, генеральной директор ГК «СК ПСП» Дмитрий Плавник не видит никаких причин для беспокойства: «Не знаю насчет кризиса, но у нас объем производства вырос в 2,5 раза с конца 2012 года. А оборот компании вырос в 4 раза».

При этом лидер «СК ПСП» признает, что в отрасли не все гладко. «Сейчас повторяется ситуация 2008 года. Тогда громким кличем было, что из компаний уходит офисный планктон. Мы сейчас наблюдаем, как со стройплощадок уходит строительный планктон», – заявил он, добавив, что рынок от этого только выиграет.

Г‑н Плавник считает, что «под раздачу» попали мелкие компании, появившиеся в эпоху строительного бума только для реализации пары проектов. Сейчас же, когда строить стали меньше, надобность в дополнительной рабочей силе отпала, и случайные люди ушли с рынка, уступив место профессионалам.

Президент АСКОНКО, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский также считает, что сегодняшняя ситуация пойдет рынку только на пользу. «Кризис – это хорошее время, когда с рынка уходят компании, не умеющие профессионально работать, не имеющие собственных средств», – заявил он.

Генеральный директор Группы компаний «ННЭ» Александр Орт полагает, что говорить о кризисе пока рано, ибо рынок вполне сносно существует за счет задела предыдущих лет, который сложился еще во времена губернаторства Валентины Матвиенко. Г‑н Орт вспоминает, что в те времена на каждом заседании правительства утверждалось по 3–5 проектов планировки территорий. В результате строители могли уверенно планировать свою работу. Нынешнее правительство темпы работы в данном направлении значительно снизило. То есть подрядчики работают с тем, что было утверждено несколько лет назад. «Надо полагать, что в перспективе будет хуже», – добавил г‑н Орт.

Строители позитив подрядчиков не разделяют. Заместитель генерального директора компании «Лиговский канал» Максим Жабин крайне удивился хорошему настроению коллег. «Ребят, кризис в стране-то существует!» – почти кричал он.

Г‑н Жабин поставил под сомнение слова игроков рынка о том, что объемы жилищного строительства растут. «Я вот всех вас слушаю, вы говорите, что объемы увеличились, на других мероприятиях говорят, что продажи упали до 40 %, – не понимает эксперт. – По нашей статистике, объемы падают даже по Москве, из-за чего недвижимость там подешевела на 15 %. Ведь никогда такого не было!»

Многозадачность или разделение труда?

То, что для выхода из кризиса надо экономить – ясно всем, однако, на чем экономить – мнения снова разделились. Застройщики предлагают сокращать расходы за счет подрядчиков, выполняя их работу собственными силами. Такой стратегии придерживается, например, компания «Лиговский канал».

«Проще найти четырех профессиональных инженеров, которые наберут бригаду сотрудников для выполнения работ. Это как минимум в два раза дешевле. И все это без ущерба для качества», – сказал г‑н Жабин. «Лиговский канал» уже практикует такую политику.

Однако подрядчики в корне не согласны с этим мнением. Г‑н Батушанский предложил застройщикам, которые открывают собственные подрядные организации, до кучи еще и свои магазины открыть, чтобы покупать там продукты без наценки. На его взгляд, это вещи одного порядка. «На рынке строительства есть четкое разделение труда. Обратите внимание, какие компании в последние годы набирали ход – те, которые сконцентрированы на чем-то конкретном», – считает эксперт.

Александр Батушанский уверен, что содержание собственных генподрядных организаций не дает экономии. «Я занимаюсь финансами в строительной компании. Поверьте, невозможно выделить в отдельную статью стоимость собственного подрядчика. Например, никто не считает аренду помещений. У компании есть свободные площади, и она передает их своей подрядной организации. Кажется, что никаких расходов здесь нет, так как эти помещения – собственность компании. Однако только сдав в аренду все эти площади, можно понять, сколько денег компания теряет», – заявил он.

То, что большинство компаний предпочитает обходиться силами своих сотрудников, по мнению г‑на Батушанского, связано с банальным неумением проводить тендеры среди подрядчиков. «У всех есть связи. Служба главного инженера всегда оправдает, почему надо работать именно с этим подрядчиком. В итоге часто выстраивается экономически неэффективная система. При этом в самих подрядных компаниях также идут процессы по не совсем эффективным закупкам, в результате чего к реальной стоимости услуг прибавляется минимум 10 процентов», – добавил эксперт.

Генеральный директор компании «Росинжиринг-Энерго-Строй» Дмитрий Юрков заметил, что не все так однозначно. Его компания предпочитает все делать собственными силами. «Если структуры ГК связаны друг с другом, то управлять сложно. Но если все структуры самостоятельные и имеют возможность пользоваться услугами сторонних организаций, то это выгодно. Такой подрядчик будет обходиться любой ГК дешевле, чем сторонний», – уверен спикер.

А вот генеральный директор проектной компании Rumpu Евгений Богданов считает, что объединяться с генподрядчиками надо, но лишь проектировщикам, а не заказчикам. «Я частенько наблюдаю разницу между тем, что делает проектировщик, и тем, что строит генподрядчик. А между ними мечется заказчик. Интересы проектировщика и генподрядчика в нашей стране разные. Для того чтобы экономить, надо эффективно проектировать изначально. Нужно, чтобы проектировщики закладывали основные конструктивные и прочие дорогостоящие решения в самом начале процесса. А заказчик должен договориться с городом, согласовать проект. Соответственно нужен единый центр, который должен отвечать и за стройки, и за бюджет», – заявил г‑н Богданов. По его мнению, из-за нестыковки работы генподрядчика и проектировщика стоимость квадратного метра недвижимости дорожает в среднем на 15 тыс. рублей.

Особенно актуальна такая схема работы при строительстве массового жилья, где вся суть – в эффективном конструктиве. «В элитных проектах архитектор может креативить, потому что за это заплатят по миллиону рублей за метр. Но когда речь идет о себестоимости в 50–70 тысяч рублей, то нужно выжимать максимум, и сделать это может только генподрядчик в связке с проектировщиком и заказчиком», – полагает директор Rumpu.

Вернуться к списку