Консультант в плюс

Представляем результаты рейтинга консалеров
 
Прошлый год был для всего рынка временем стабилизации, когда представители различных отраслей получили наконец долгожданную передышку и смогли трезво оценить свои шансы пережить вторую волну кризиса.

На этом фоне эксперты отмечают в зависимости от сегмента экономики либо стабильный, хоть и скромный, рост прибыли консалтинговых компаний (от 5% до 13%), либо стагнацию. Управление персоналом, финансовый сектор, вспомогательный рынок ИТ, а также увеличение спроса на услуги консалтеров в области налогообложения и маркетинга - вот основные направления для работы бизнес-консультантов.

КОМУ НУЖЕН ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

   Необходимость осваивать новые сегменты рынка, расширять географию присутствия, налаживать внешне-экономические связи и партнерские отношения со странами СНГ, что особенно актуально в свете создания Единого экономического пространства, в том числе прекрасный шанс для бизнеса подготовиться ко второй части мирового финансового кризиса. Так называемые резервные рынки - оптимальная страховка для компаний широкого профиля на случай нового экономического коллапса. Но даже если прогнозы не сбудутся, еврозона чудом сохранит целостность, США выиграют многоборье у Китая, упускать возможность для успешного позиционирования компании в других странах было бы глупо. Чтобы правильно перераспределить ресурсы, грамотно оценить свой потенциал, узнать свои сильные и слабые стороны, ориентироваться в многотомной путанице законов, модернизировать бизнес-процессы или сократить издержки и решить ряд других актуальных задач, многие компании обращаются за помощью в консалтинговые агентства.
   По данным проекта "РБК. Исследования рынков", максимальный рост объемов выручки показали еще в 2010 году такие сегменты, как маркетинг (+346%) и общее управление и администрирование (+53,8%). Не меньшим спросом пользуются услуги консультантов, специализирующихся в области оптимизации ликвидности, бюджетирования, формирования качественных финансовой, учетной и информационной структур для обеспечения роста и эффективной работы менеджмента. Не менее актуальны и консультации относительно оптимизации бизнес-процессов. По оценкам специалистов, в последнее время растет спрос на консультантов, занимающихся оптимизацией затрат, созданием центров единого обслуживания, совершенствованием казначейских операций, управлением рисками и сопровождением сделок.
   Подобная ситуация на рынке консалтинговых услуг обусловлена так называемым отложенным спросом: многие компании в период кризиса были вынуждены либо заморозить часть проектов, либо сократить бюджеты на услуги специалистов вспомогательных отраслей, либо на какое-то вре-мя вычеркнуть эту статью расходов из бюджета. Сейчас же, когда экономика постепенно приходит в себя, опытные консультанты снова в чести.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

   Итак, рынок оживает, стабильный спрос на консалтеров постепенно растет, как и уровень требований клиентов. На первый взгляд, подобное взаимодействие ничем не отличается от того, что было года три-четыре назад, если бы не одно но - тенденции. За время глобальной перестройки мировой и локальных экономик заказчик и исполнитель поменялись местами, и теперь клиент вправе диктовать свои условия, причем довольно жестко. Подобные изменения привели к тому, что в последние пару лет российский консалтинговый рынок формируется по принципу "выживает сильнейший". "Ужесточение конкуренции, демпинг, более глубокая специализация по отраслям экономики, выполнение работ в сжатые сроки, клиентоориентированность - таковы основные направления развития российского рынка консалтинговых услуг", - комментирует ситуацию директор по работе с финансовыми институтами консалтинговой группы "НЭО Центр" Александр Ксендз. В са-мых крайних случаях это приводит к тому, что консалтинговые агент-ства бывают вынуждены продавать услуги либо по баснословно низкой цене, либо ниже себестоимости, работая в убыток, чтобы сохранить перспективного заказчика или партнера. "Непросто сегодня приходится консультантам, значительную часть клиентов которых составляли иностранные компании. Многие из иностранных заказчиков сегодня испытывают сложности с финансированием и, следовательно, урезают расходы. Многие проекты откладываются или переносятся на неопределенный срок. Денег стало меньше и у российских клиентов. Проекты стали более короткими, насыщенными и дешевыми. За свои деньги клиент стремится "отжать" консультанта полностью. Клиенты стали уделять большое внимание эффективности бизнеса, к это-му пришли даже государственные и окологосударственные компании, в которых раньше принято было просто осваивать бюджеты", - говорит ответственный секретарь Ассоциации консалтинговых компаний России Елена Кисель.
   Но, несмотря на то, что современные консалтеры готовы пойти на существенные уступки, чтобы привлечь новых или сохранить лояльность старых клиентов, бизнесмены, впервые обращаясь за помощью к консультантам, не всегда обладают полной информацией о том, как выбрать компанию, чьи услуги в дальнейшем действительно принесут ожидаемый результат. "Консалтинговую структу-ру надо выбирать по "комплектации", - считает Александр Ксендз. - В первую очередь компания должна понимать, что конкретно ей нужно и что она хочет увидеть в услуге, которую планирует получить. Разни-ца в качестве оказываемых услуг огромна, и она имеет решающее значение. То же самое касается и стои-мости услуг. Я предложил бы выби-рать по принципу соотношения цены и качества. Заказчику стоит опасаться чрезмерно заниженных цен, так как в погоне за клиентом некоторые компании готовы на жесткий демпинг, но от этого почти всегда страдает качество. Консалтинговая компания должна иметь постоянное устойчивое место в рейтингах, опыт работы, а также располагаться в достойном офисе".

НЕ КОЧЕГАРЫ МЫ, НЕ ПЛОТНИКИ

   Что до кадровой политики консалтинговых агентств, то современные компании работают сразу по двум фронтам, сотрудничая как с отечественными специалистами, так и привлекая опытных экспатов. "Российские консалтинговые компании стремятся перенять западный опыт, привлекая на руководящие позиции людей из "большой четверки" и других крупных западных консалтинговых ком-паний. Еще одной причиной является тот факт, что собственники российс-ких компаний в расчете на сотрудничество с международными западными фондами, банками и корпорациями покупают иностранных специалистов и используют их в качестве обложки. В этой ситуации иностранный сотрудник, помимо всего прочего, выполняет и представительские функции", - комментирует ситуацию Александр Ксендз. И если функции и обязанности рядового российского сотрудника и иностранца могут иметь ряд отличий (как существенных, так и незначительных), то основные требования работодатели предъявляют и к тем, и к другим практически одинаковые. По его мнению, "современный консультант должен обладать широким набором качеств. В первую очередь это опыт, гибкость, умение понять, что от него требуют. Он должен знать и понимать рынок, иметь возможность защитить результаты своего труда в любой инстанции. Конечно, консультант обязан следить за новыми тенденциями рынка, так как рынок и соответственно потребности клиентов постоянно меняются".

   ИСТОРИЯ КОНСАЛТИНГА
   Томас Грешем (1519-1579)
   Английский купец и финансист, придворный советник, соавтор закона Коперника-Грешема
   Томас Грешем родился в 1519 году в семье лорд-мэра Лондона, сэра Ричарда Грешема. Отец видел сына продолжателем купеческой династии Грешемов и отправил его в Gonville and Caius College в Кембридже. В 1543 году Томас представлял Британское Королевство в так называемых Нижних Странах (ныне Нидерланды) от лица компании "Мерсес", а также как агент короля Генриха VIII. С этого времени Грешем выполнял обязанности финансового советника при дворе. В 1560 году он окончательно сформулировал закон плохих и хороших денег: "Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие, если обменный курс устанавливается законом". Во времена Грешема, когда власть многих государств портила монеты, уменьшая в них содержание золота или серебра при сохранении прежней номинальной стоимости, выведенный финансистом закон был более чем актуален. Томас Грешем умер в 1579 году, завещав большую часть своих доходов на создание первого высшего учебного заведения в Лондоне.
   
   Григорий Орлов (1734-1783)
   Граф, генерал-майор, фаворит и ближайший советник императрицы Екатерины II
   Григорий Орлов родился 6 октября 1734 года в семье губернатора Москвы Григория Ивановича Орлова. Получив домашнее образование, в 1749 году был записан солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1762 году, будучи любовником императрицы Екатерины II, участвовал в государственном перевороте. Вошел в историю как видный государственный деятель, в том числе как один из основателей и первый председатель Вольного экономического общества, занимавшегося изучением положения русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны, а также распространением полезных для сельского хозяйства сведений. Орлов участвовал в составлении нового законодательного кодекса Российской империи. В 1771 году был послан в Москву для прекращения эпидемии чумы. Орлов решил эту задачу довольно просто и эффективно, положив пациентам, которых выписывали из больниц, денежное вознаграждение, что помогло бороться с утаиванием больных лучше, чем строгие приказы. Скончался весной 1783 года.

 

   ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ БИЗНЕСА
   В роли консультантов порой могут выступить не только представители консалтинговых агентств, но и наиболее успешные предприниматели. В этом номере "Карьера" решила представить широкой общественности универсальные советы от одного из самых удачливых и известных предпринимателей - управляющего директора Garage Technology Ventures Гая Кавасаки:
   "1. Если вы решили вывести на рынок какой-то новый продукт, не слушайте доброхотов и доморощенных аналитиков, которые будут говорить, что ваша затея бесперспективна и шансы продать эту разработку близки к нулю. Помните, то же самое они говорили и про упаковочные коробки, и про зубочистки, и про бумажные зонтики для украшения коктейлей.
   2. Правильные решения и связи в бизнесе - только половина успеха. Вторая половина - везение и счастливый случай.
   3. Но даже случайностями можно управлять: никогда не сидите на месте. Постоянно предпринимайте действия по улучшению, раскрутке, повышению производительности, расширению клиентской базы вашего бизнеса. Помните - дорогу осилит идущий, а успех и удача благоволят только тем, кто действует.
   4. Сосредоточьтесь на денежном потоке, на том, чтобы получать как можно больше денег в единицу времени. Продажи решают все - помните об этом.
   5. Никогда никого не заставляйте делать то, чего не стали бы делать сами. Это касается как сотрудни-ков, так и клиентов. Если вы будете работать, руководствуясь этим принципом, у вас будет великолепная репутация разумного руководителя и надежного партнера. А это - ваша страховка на непредвиденный случай и ваша визитная карточка при первом знакомстве".
Вернуться к списку