Консалтинг должен стать другим: результаты Ежегодной Конференции в Санкт-Петербурге.
АСКОНКО: Консалтинг должен стать другим: результаты Ежегодной Конференции в Санкт-Петербурге.
20 сентября 2013 года состоялась Пятая Ежегодная Конференция АСКОНКО «Консалтинг должен стать другим: Изменения в экономике. Изменения у клиентов. Изменения в консалтинге»
Ежегодная сентябрьская встреча консультантов России проходит в городе Санкт-Петербург. В этом году Конференция была насыщеннее и информативнее обычного. В один конференционный день состоялось четыре больших выступления членов АСКОНКО, посвященных их видению консалтингового рынка в новой экономической ситуации, а также круглый стол с традиционным для Ассоциации форматом обмена новостями собственных и клиентских Компаний.
Конференцию открыло выступление Александра Печерского, Члена Правления АСКОНКО, Генерального Директора Компании «Альт» «Взаимодействие Клиента и Консультанта: новые тренды, проблемы и решения». Экономическая ситуация в стране и мире сильно изменилась и продолжает меняться. Клиенты консалтинговых компаний уже в полной мере чувствуют падение спроса. При этом, как отметили участники конференции, на консультантах сокращение рынка пока не сказалось: клиентам нужна помощь в адаптации к изменениям, и они предпочитают экономить на других статьях расходов. Но, скорее всего, такая ситуация будет недолгой.
После небольшой дискуссии о непростом будущем консалтинга, эстафету выступающих приняла Генеральный директор Компании «RestCon» Елена Перепелица. Она рассказала о своем успешном опыте использования интернета для продвижения услуг Компании, поиска заказчиков, найма непосредственных исполнителей. Фактически, на сегодняшний день у Елены есть заказчики, с которыми она никогда не встречалась, взаимодействуя с ними только в рамках Сети. Есть сеть исполнителей, живущих в самых разных городах России: от Хабаровска до Калининграда. Она ищет заказчиков и исполнителей из любой точки земного шара – дома, офиса, кафе. Необходимое условие такого построения бизнеса – высокий уровень активности и устойчивая профессиональная репутация в профессиональных сообществах, форумах, социальных сетях.
У слушателей возникло множество вопросов относительно применимости такой технологии в других сферах. Больше всего участников интересовал уровень подготовки внештатных специалистов, способ управления удаленными сотрудниками и контроля их работы, и, конечно, степень успешности поиска новых заказчиков таким способом.
После перерыва слово предоставили Андрею Вахину, Управляющему партнеру Компания Excit group, с выступлением на тему«Дорожная карта» vs «Ландшафт затруднений». Андрей рассказал об авторской методике экспресс-диагностики проблемное поле" компании (ландшафт затруднений) при достижении конкретной цели. Эта методика, разработанная консультантами Компании, поддерживается автоматизированным продуктом, который также является авторской разработкой Компании.
Завершали первую часть Конференции члены Президиума АСКОНКО - Александр Батушанский, Генеральный директор, иВладимир Сократилин, Исполнительный директор компании «Решение» с докладом «Международный и российский подход к анализу конкурентной ситуации на рынке: критический анализ работы антимонопольных ведомств». Петербургские консультанты рассказали о недавно выполненном Компанией уникальном маркетинговом исследовании. Исследователи собрали методики исследования рынков, используемые антимонопольными службами в разных странах, и применили их для изучения рынка кирпича Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Консультантам удалось получить чрезвычайно детальные результаты прогнозируемого изменения спроса на кирпич в различных сегментах и при использовании различных технологий в строительстве в зависимости от изменения его стоимости.
Вторая часть Конференции была посвящена Круглому столу и более «конкретным» и «земным» проблемам консалтингового и клиентских рынков. Поскольку участники Конференции представляют разные рынки и клиентские аудитории, по результатам общего «сброса» можно составить относительно достоверную картину Российской экономической ситуации в целом.
Обобщая все выступления, можно сказать следующее:
На клиентских рынках падение доходов от ожидаемых достигает 30%. Компании сокращают персонал и урезают многие запланированные траты. Стратегии выживания у всех различные – кто-то продается более крупному конкуренту в надежде сохранить бизнес за счет более эффективных и дорогих технологий, другие переходят в интернет-пространство, с одной стороны, следуя за клиентом, с другой – сильно сокращая затратную часть. В целом, кризисные явления ощущаются практически на всех клиентских рынках и во всех ценовых нишах.
Изменения в экономике пока в полной мере не дошли до консалтингового рынка, и он пока не испытывает сильного давления, несмотря на общие затруднения у клиентов. Изменился тип запросов к консультантам. Клиенты стали экономить на маркетинговых исследованиях, предпочитая довольствоваться экспертной оценкой. В целом, консалтинговые заказы стали более прагматичными, конкретными. Несмотря на то, что пока консалтинговая отрасль находится в стабильном состоянии, первые ощущения кризиса уже есть - понизился уровень конвертации запросов.
Все больше запросов приходит от бизнесов нового поколения, которые начали развиваться не так давно, тех, кого можно было бы назвать малым бизнесом. У них уже есть потребность в консалтинговой поддержке и они в полной мере осознают, что стоимость ошибок при изобретении «велосипеда» велика, однако у них еще недостаточно денег. Поэтому они стараются покупать небольшие продукты для точечного решения конкретной проблемы. И рост количества заказчиков от «малого» бизнеса происходит на фоне сокращения объема больших проектов для крупных компаний.