Электроаргументы мотогонщика

Француз Арно Жакар открыл компанию Bikelectro, а потом и Re-volt, которые продвигают в России альтернативные виды транспорта: электрические скейты, самокаты и велосипеды.

— Мне всю жизнь нужен был простор. Я родился на берегу Атлантического океана, на западе Франции, в Бретани. Базовое образование получил в Париже, где обучался ресторанному бизнесу, а степень бакалавра — в университете в Швейцарии. Моим коньком стал кейтеринг — выездное обслуживание, а также продажа готовой кулинарной продукции.

— И какую сумму вы вложили в свой первый российский бизнес-проект?

— Около двадцати тысяч долларов. Первый контракт мы заключили, когда у нас не было даже кухонной плиты. Потом нашли повара, арендовали машину. Вскоре у нас появилась своя кухня, бухгалтерия, кладовщик. Все, что зарабатывали, вкладывали в развитие предприятия. Не было другой жизни, только одна работа. Но это стоило того! Через три года мы уже крепко стояли на ногах. Пять лет назад я продал ACS Catering, в котором работало уже 250 сотрудников, а производственные площади занимали полторы тысячи квадратных метров.

— Почему решили расстаться с успешным бизнесом?

— У нас работало пять ресторанов, сеть из 20 булочных-кондитерских «Ле Хлеб», 60 пекарен. Но не было драйва, я же всю жизнь нахожусь в состоянии поиска. В этом бизнесе достиг уровня, когда уже не требовалось что-то себе доказывать. Сидеть в кресле при отсутствии интереса к работе — не для меня. Хотелось попробовать что–то новенькое, начать бизнес с нуля. Часть вырученных средств от продажи ACS Catering положил в пенсионный фонд, открыл новое предприятие Bikelectro, а потом и Re-volt. Стал поставлять в Москву электрические скейты, самокаты и велосипеды. Завязал с круассанами и переключился на электротехнику.

— У вас были конкуренты?

— Конечно. Когда начинал бизнес, все, кто поставлял скутеры, смеялись надо мной: «Ты прогоришь. У тебя не будет здесь спроса». Было так: знакомый продавец скутеров продавал 30 мопедов, а я один электровелосипед. Через год мы сравнялись с ним по продажам, через три года я был в фаворе, а его скутеры оказались мало кому нужны. Сейчас мы поставляем электрические велосипеды и самокаты по всей России, у нас около 50 дилеров.

— Где закупаете электротехнику?

— В Китае, частично в Германии. Но уже появились велосипеды, которые мы собираем в России. У нас собственное производство под Ярославлем. Это совместный проект с закрытым предприятием оборонного значения. 50% комплектующих пока поступает из-за границы. Мы сейчас ожидаем поставки российских моторов, пока же используем китайские. В скором времени, думаю, полностью перейдем на местные комплектующие.

_______________________________________________________________________________

Виктор Шевченко, руководитель отдела продаж в магазине электротранспорта «Электровелосипед.Ру»:

По прогнозам специалистов, предполагается, что мировой рынок электровелосипедов будет расти умеренными темпами — 3,1% (CAGR в период между 2013-м и 2020-м годом.). По другим оценкам, такие перспективы можно считать чрезмерно пессимистичными. В Европе и, в частности, в Латвии, по словам директора по развитию компании Blue Shock Bike Нейлса Калныньша, объемы продаж электровелосипедов ежегодно растут в среднем на 20%. Что касается непосредственно России, темпы роста существенно превысили и эти значения. По нашим оценкам, объемы сбыта практически удваивались каждый год (2011–2014).

Рынок персонального электротранспорта в России один из самых молодых и динамичных. Электровелосипед удачно сочетает в себе и существенное расширение возможностей обычного велосипеда, как транспортного средства, так и возможность дозирования физической нагрузки. Оба этих свойства повышают интерес к ним, и эта тема становится актуальной и модной и в соцсетях и в СМИ. Практически все крупные компании, работающие на этом рынке, сконцентрированы в Москве, лишь несколько в Санкт-Петербурге и Ростове.

________________________________________________________________________________

— Сколько велосипедов продаете в год?

— Все зависит от погоды в летний сезон, но в России в общей сложности мы продали порядка 30000 электрических велосипедов. Для нового рынка это неплохо. Он расширяется с каждым годом. О нашей электротехнике бытует два мнения. Одни называют их игрушками, другие — альтернативным видом транспорта. Все больше людей при постоянных заторах на дорогах склоняются к тому, что электровелосипед отличное средство передвижения. Когда-то не было Интернета, сотового телефона, теперь без них люди не представляют своей жизни. С электрическими велосипедами будет то же самое. Судите сами: на нем два двигателя по 350W, разгоняется до 40 км/ч, эти сорок километров может проехать на одном заряде аккумулятора. Полный электропривод, большой угол подъема в гору, весит 20 кг. Еще и компактно складывается, его можно хранить в квартире. Это только один из вариантов, а их множество. В городских джунглях они будут просто незаменимы.

— Каков разброс цен, сколько стоит самый дешевый и самый дорогой ваш электровелосипед?

— От 30 тысяч до 400 тысяч рублей — от одной из престижных немецких марок.

— Сколько у вас сотрудников?

— Шесть человек. Можно сказать, это семейная контора, связанная не родственными узами, а общими интересами. Мои сотрудники — фанаты велоспорта. Я подбирал людей с «искрой в глазу». Все они пришли по рекомендации. С улицы у нас никого нет.

— Можете сказать об уровне их зарплат?

— Минимальная зарплата, без премий, составляет около 30 тыс. руб. в месяц. У генерального директора — 120 тыс. руб.

— Насколько сложно было арендовать помещение?

— Подобрать помещение не составляет труда, особенно в кризис, выбор просто огромный. Мы базируемся в здании автосалона около метро «Аэропорт». У меня здесь одновременно офис, склад, шоу-рум, где мы не только демонстрируем свою электротехнику, но и продаем ее. Вся раскрутка идет через интернет-сайты.

— Многие в России знают вас как именитого мотогонщика.

— Я мастер спорта международного класса. Вершина моей карьеры пришлась на 2009 год, тогда я выступал под флагом России на «Дакаре» и стал серебряным призером на чемпионате мира по ралли-рейдам в Марокко.

— Участие в подобных соревнованиях дает какие-то дивиденды?

— Дает очень большую нагрузку на кошелек. Никакие призовые не покрывают затрат. У меня не было спонсоров. Я потратил свои деньги, поэтому мне ничего не оставалось, как выиграть, что я и сделал.

— Ваша вторая жена — мотогонщица?

— Нет, она художник, занимается оформлением книг. Я теперь многодетный отец. От первого брака у меня двое детей, и во втором появился ребенок. Хорошо, что, еще работая в «Sodexho Россия», успел купить квартиру в Москве. С сегодняшними ценами это сделать было бы нереально.

— Сложно было приспособиться к менталитету россиян?

— Я в России как рыба в воде! С россиянами с первых дней у меня было полное взаимопонимание. Мне импонируют их взгляды на жизнь, щедрость, широта души, чувство юмора. Сейчас смотрю на своих друзей, кто остался жить во Франции, у них — все не то, они всем недовольны. А русским из-за постоянных политических и экономических взлетов и падений всегда жить интересно. Мне нравится, что в России все время приходится искать мотивацию, чтобы выживать и развивать бизнес дальше.

— Насколько Москва безопасный город?

— Я могу спокойно спуститься в метро в час ночи, чего бы не стал делать в Париже. Мне смешно слушать тех, кто твердит о том, что в России иностранца на каждом шагу подстерегают неприятности. Из России сейчас лепят какого-то монстра. Недавно у себя на родине, во Франции, выяснил, что я, оказывается, «террорист». А все потому что занимаюсь бизнесом и живу в России. Дошло до того, что пытаясь открыть филиал своей фирмы на юге Франции, я столкнулся с недоверием своих сограждан. Для будущих операций мне потребовалось открыть банковский счет, а мне было указано на эмбарго с Россией. Но я-то француз, а французскому гражданину по идее не должны отказывать.

В Европе действуют двойные стандарты. И там вполне серьезно считают, что Россия скоро на них нападет. Это людям постоянно вбивают в подсознание. А я горжусь русскими, которые беззлобно подсмеиваются над страхами европейцев. Порой слышу от своих русских друзей: «Мы к этому привыкли, бывала ситуация и похуже». Оптимизма им не занимать.

____________________________________________________________________________

Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании RestCon, член АСКОНКО:

Персональный электротранспорт в Москве хорошо известен, но пока не очень распространен. Ситуация стала меняться последние годы, и тому есть причины. Во-первых, уровень доходов более чем 40% москвичей вырос до той цифры, когда можно начать задумываться о таком приобретении. Во-вторых, такие транспортные средства начали входить в моду. В-третьих, пришло понимание того, что эти виды аккумуляторного транспорта во многом способны исполнять функции бензинового и, при этом они значительно «чище» в эксплуатации.

Основные потребители электротранспорта — молодые люди 25–40 лет, активные, стремящиеся пробовать все новое, зарабатывающие достаточно для таких развлечений. Правительство Москвы поощряет использование экологически чистого транспорта. Так, например, допускается его провоз в общественном транспорте и делаются попытки создания велодорожек. До 80% электротранспорта приобретается в Москве для развлечения, оставшаяся часть используется за городом, где для этого гораздо больше возможностей.

________________________________________________________________________________

— Как осваивали русский язык?

— Я еще в Республике Коми оказался в русскоязычной среде, все впитывал как губка, язык учил «с погружением». Иностранцу, который будет развивать бизнес в России, надо к этому вопросу подойти очень ответственно. Можно, конечно, нанять переводчика. Но знать русский надо для достижения взаимопонимания. В России, как нигде, важен прямой, личный контакт. Я, например, постоянно занимался самообразованием и в один прекрасный день вдруг понял, что могу читать по-русски.

— Что вам не нравится в Москве?

— Меня очень беспокоит экология города. Я удивляюсь, почему москвичи не протестуют против устаревшего транспорта, который курсирует на дорогах? Ведь одна неотрегулированная фура, а их здесь большинство, «выдыхает» столько же выхлопных газов, сколько 500 современных машин.

— Где любите отдыхать в Москве?

— Несмотря ни на что Москва остается самой зеленой столицей мира. Обожаю местные парки, особенно Сокольники. Благодаря своему электровелосипеду объездил многие зеленые уголки мегаполиса, увидел город по-другому!

— Что бы вы хотели сказать тем иностранцам, кто еще сомневается, ехать им в Россию заниматься бизнесом или нет?

— Если сомневаются, пусть лучше остаются дома! Чем меньше будет конкуренции среди иностранцев, тем лучше. (Смеется.) Тех, кто говорят, что организовать бизнес в России сложно, скорее всего, вообще многое пугает в жизни. Вряд ли свое дело у них будет успешным и у себя на родине. Хорошему бизнесмену, если он сумел открыть свое дело, скажем, в Бразилии, несложно будет это сделать и в России. Человек должен быть бойцом. А для этого в России есть широкое поле для деятельности.

Текст Светлана Самоделова

Вернуться к списку