Действовать осознанно
В ближайшее время негативные тенденции в экономике вряд ли сойдут на нет. Что делать компаниям в такой ситуации? Повышать эффективность!
В начале 2015 года по заданию наших клиентов мы делали макроэкономический прогноз на этот и два последующих года. Прогноз показывал, что не только в 2015-м, но и в 2016 году экономическая ситуация будет ухудшаться. В течение 2015 года прогнозы российских и зарубежных экономистов становились все более пессимистическими и менялись с «возможного роста в четвертом квартале 2015 года» до «нулевого или небольшого роста по итогам 2016 года». Причем речь идет о наиболее благоприятных вариантах.
По нашему мнению, экономическая ситуация в 2016 году будет ухудшаться во всех областях бизнеса. Особенностью 2016 года станет нарастание экономических проблем. Компании, которые в этом году не предпринимали активных действий в надежде на скорое окончание кризиса, начнут работу по снижению затрат. Реальные доходы населения продолжат уменьшаться, и это приведет к дальнейшему падению спроса на потребительских рынках. Мы ожидаем в этом году роста безработицы. На разных рынках падение будет происходить по-разному, но падение случится. Мы находимся не в стагнации, а в рецессии.
Повышение эффективности — это общее требование к бизнесу и в условиях подъема, и в условиях кризиса. Кризис стимулирует нас к анализу своей деятельности с точки зрения эффективности.
Надо наметить направления, в которых вы можете стать сильнее конкурентов, и активизироваться в них. Повышение эффективности означает не просто оптимизацию затрат, но и возможные инвестиции в перспективные направления. Нужно постараться стать сильнее за счет тех конкурентов, которые снижают активность.
Если компания занимает не монопольное или олигопольное положение на рынке, даже на падающем рынке можно увеличить свою долю за счет менее активных и точно менее эффективных конкурентов.
В ситуации неопределенности тоже следует действовать осознанно. Необходимо сформировать для себя такой прогноз, которому вы доверяете, не в силу авторитета авторов прогноза, а потому, что понимаете исходные посылы, логику прогнозирования и разделяете эти взгляды. В рамках этого прогноза нужно наметить систему показателей, значения которых можно оценивать, и, следовательно, делать выводы о подтверждении прогноза и вносить коррективы в стратегию. План желательно составлять с учетом такого прогноза.
Впрочем, отсутствие в явном виде сформированного прогноза не означает, что его нет вообще. Прогноз есть всегда, правда, он сформулирован в таком «размытом» и неконкретном виде, что бывает трудно сопоставить его с реальностью. Например, если мы «просто» хотим переждать кризис, то это означает: мы в неявном виде полагаем, что кризис будет недолгим (а насколько недолгим?) и недостаточно глубоким, для того чтобы разрушить наш бизнес (а при каких условиях наш бизнес разрушается?). Даже простой перенос этих смутных ощущений на бумагу уже значительно помогает осознанному управлению.