АСКОНКО: кризиса в России нет, просто бизнесу не так вольготно, как раньше

Ассоциация консалтинговых компаний: кризиса в России нет, просто бизнесу не так вольготно, как раньше

Специально для Клерк.Ру

Потенциальные заказчики все чаще ждут от консалтеров конкретных рецептов выживания, а не советов по долгосрочной стратегии. Об этом в ходе пресс-конференции «Итоги деятельности частного бизнеса в 2013. Что ждет бизнес в 2014 г.?» сообщил президент Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО) Евгений Емельянов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Финансовые результаты 2013 года для консалтинговой отрасли оказались не хуже, чем в 2012-м, - констатировал Евгений Емельянов. - Более того, в январе 2014-го вал запросов на консалтинг не прекратился, что в начале года совсем не типично для России. В прежние годы потенциальные клиенты начинали «просыпаться» только к началу-середине февраля».

Правда, большое количество обращений не означает большое количество реальных заказов. «Многие запросов приходит от недостаточно квалифицированных заказчиков, которые даже не могут сформулировать, что они хотели бы получить от консультантов, - сетует Емельянов. - Еще одна категория запрашивает масштабную услугу, и ожидает получить ее по несоразмерно низкой стоимости». А те клиенты, которые все же знают, чего хотят, и готовы за это заплатить, стремятся максимально снизить стоимость договора.

«По мнению многих участников АСКОНКО, кризис в России не очень чувствуется, - отметил глава ассоциации. - Скорее ощущается некоторая напряженность в большинстве отраслей, – бизнесы чувствуют себя уже не так вольготно, и приходится настраивать их под более жесткие условия.

Много запросов на разработку стратегий поступает от региональных компаний. Конкуренция в регионах обостряется: не то, чтобы она была какой-то запредельной, но для наших предпринимателей, которые еще не привыкли работать в условиях развитого, насыщенного рынка, она некомфортна. В особенности это касается розничных сетей, которые вынуждены решать для себя вопрос дальнейшего выживания.

Надо сказать, что клиенты из розницы чувствуют себя неважно. 2013-й год практически все закончили в минус – не относительно доходности, а относительно своих планов. Тема планирования приобретает новую актуальность. Горизонт планирования последовательно уменьшался: в  2011 году  клиенты еще строили годовые планы, в 2012 году перешли на полугодовые, а в 2013 чаще всего применялся квартальный горизонт.

Особенную актуальность в последние 2-3 года получила тема конечного потребителя: потребительского поведения клиентов – с одной стороны, и лояльности клиентов – с другой. В связи с падением покупательского спроса за клиента развертываются самые настоящие войны. Основным оружием в этих войнах пока служит дисконтирование. Но наиболее продвинутые начинают задумываться о том, что же они могут предложить своему клиенту помимо товара. Формула, на наш взгляд, проста: выиграет тот, кто за сравнимые деньги предоставит клиенту максимальный сервис».

Спрос на консалтинговые услуги становится все более узким и специализированным. «К примеру, нас теперь все реже спрашивают, как строить стратегию ресторанного бизнеса, - пояснил Емельянов. - И все чаще - как технически точно спланировать конкретную ресторанную площадку, чтобы она приносила максимальную прибыль».

Вернуться к списку