Целебные плоды кризиса

Многие считают, что кризис позади. Мы не разделяем этого мнения. Поэтому поговорим о пользе кризиса.

По утверждению классиков, все явления, так или иначе, находятся в состоянии баланса своих "плюсов" и "минусов". В процессах, протекающих на бизнес-арене в последний год, если посмотреть повнимательнее, можно найти много положительных и оздоравливающих моментов.

Не числом, а умением

Спад продаж, рост дебиторской задолженности, отсутствие кредитов заставили менеджеров "затянуть пояса" и более тщательно заняться наращиванием доходной составляющей. Во многих компаниях прошли серьезные процедуры по сокращению затрат. Во многих — мероприятия по экономии прошли в несколько волн.

Были увольнения сотрудников. С одной стороны — да, трудно резать по живому, с другой — очевидно, что Фонд Оплаты Труда — всегда топовая позиция в списке затрат Компании. Гуманнее уволить одного ради спасения многих. Да и прощались, в основном, с теми, кто приносил наименьшую пользу. Увольнение неэффективных сотрудников оздоравливает климат и бюджет Компании, а нерадивым сотрудникам бросает вызов для их дальнейшего самосовершенствования и развития.

Из практики консультантов. Крупная девелоперская Компания, которая рассчитывала на активное развитие, набрала огромный штат с большими зарплатами. В Коммерческом отделе, который занимался сдачей в аренду торговых площадей, работало 12 человек. В результате антикризисных мер отдел ужали до 2-х человек. Сейчас эти двое сотрудников нормально работают, практически выполняя работу всего прежнего отдела.

Повышенная мобилизация позволяет наращивать производительность каждого сотрудника. Руководители, стараясь получить больше отдачи от сотрудников, проводят инвентаризацию бизнес-процессов: здесь нет предела совершенству, всегда можно найти поле для оптимизации и упрощения. В отношениях между сотрудниками и отделами тоже есть улучшения: понимая цену времени и оперативности, действительно неравнодушные работники уже не тратят время на лишние разговоры, бумаготворчество и внутренние конфликты — они просто начинают нормально работать.

Вызов принят

Помимо роста производительности персонала, можно отметить и еще один неожиданный подарок от кризиса: в глазах друг друга с людей как бы слетело все маскирующее и наносное. Яснее и резче обозначилась сила сильных и слабость слабых. Для коллег и для руководства стало гораздо понятнее, кто чего стоит.

Из практики консультантов. В большой строительной Компании, в задачи директоров производственных подразделений входит в том числе и поиск новых заказов. Особенность строительных заказов в том, что грамотно рассчитать предложение заказчику может только специалист-эксперт. Один из производственных директоров, давно работающий в Компании, был хорошим экспертом, но никак не коммерсантом. Запказов он не приносил, и это очень огорчало руководство. Кризис активизировал нашего директора: он начал проявлять невиданную ранее активность, сам ездит на переговоры к клиентам, и по количеству принесенных заказов уже вышел в лидеры.

Оказывается, степень МВА и дорогой итальянский костюм, еще не залог успеха. Некоторые представители современного поколения менеджеров, не прошедших 1998 год и изучавших менеджмент по книжкам и бизнес-школам, оказались в растерянности: их не научили работать в кризис. Проще применять шаблонные заготовки. Намного сложнее найти принципиально новые решения в быстро меняющихся условиях. Кризис послужил хорошим стимулом для развития творческого мышления. Приятно видеть много интересных, по-настоящему творческих решений, которые удается находить менеджерам. Это и привлечение новых, неожиданных на первый взгляд сегментов рынка, и использование новых методов продаж, и необычные маркетинговые акции, и смелые изменения товарного портфеля.

Из практики консультантов. Управляющий сетью кинотеатров, в поиске дополнительного источника доходов, сдал в аренду один из кинотеатров для проведения инвестиционного форума. Неожиданный формат для кинотеатра. Однако и деньги заработал, и укрепил контакты с городской элитой.

Новая кровь

Прошло много кадровых перестановок на уровне топ-менеджеров. Кризис заставил собственников пересмотреть отношение к тем сытым и неповоротливым менеджерам, которые за свои астрономические зарплаты были не в состоянии удержать штурвал. Выведенный из равновесия рынок труда позволил найти управленцев с более полезным опытом, с более гибким мышлением, с более адекватными амбициями и мотивами. В первом полугодии кризиса бытовало мнение: хотя рынок труда и переполнен кандидатами, достойных профессионалов среди них не найти, компании просто избавляются от балласта. И до какого-то времени это действительно было так. Но затем процесс пошел вглубь. Конец лета — тот рубеж, на котором в компаниях действительно стали появляться свежевыловленные "звезды" — в самом благородном, "непиаровском" смысле этого слова. Мы видим множество ярких примеров, когда новые управляющие, сменившие находящихся в прострации бывших менеджеров, в короткие сроки добиваются высоких результатов. Они находят новые источники доходности, более умело распоряжаются активами, грамотно сокращают затраты, совершенствуют бизнес-процессы, и, что очень важно, вселяют оптимистичный настрой в сотрудников.

Из практики консультантов. В крупной многопрофильной Компании в течении нескольких лет безуспешно искали сильных топ-менеджеров. Кризис позволил найти трех по-настоящему талантливых управленцев. Причем, это не просто находка сильных специалистов, а качественный скачок: сформировалось боеспособное ядро, которое уже начинает выводить Компанию на совсем другой уровень ведения бизнеса.

Генеральная уборка

На удивление многих, нашлось множество путей для экономии. Было урезано большое количество лишних статей, имевших непонятное отношение к бизнесу. Это и "корпоративы", и сомнительные тренинги и прочие причуды коммерческого бизнес-образования, и лишние позиции в меню обедов, и избыточное количество автомобилей и прилагающихся к ним водителей, и лишние площади в дорогостоящих помещениях, и неработающие активы, и избыточные "аутсорсеры", и незаслуженные бонусы менеджеров, и необоснованные рекламные затраты.

Из практики консультантов. Одна из компаний существенно повысила EBITDA, после вывода из баланса компании вертолета президента (и владельца), содержание которого обходилось очень недешево.

Крупная специализированная розничная сеть до кризиса готовилась провести дорогостоящий ребрендинг сети. Режим жесткой экономии помог перенаправить средства на более результативные быстрые шаги, направленные на повышение доходности.

Забытый адреналин

Еще одно наблюдение: С началом кризиса многие собственники, которые в последние годы сдали дела наемным менеджерам, и, скучая, проводили время на яхтах и в апартаментах, — теперь, засучив рукава, возвращаются к управлению. Противоречия между капиталом и наемным трудом еще никто не отменял. Слишком разная мотивация у собственников и у наемных управляющих. Мы видим, как, "вспомнив предпринимательскую молодость", собственники сокращают дистанцию между собой и бизнесом, подключаются к управленческим процессам, контролируют наиболее важные решения, участвуют в переговорах.

Кроме того, владельцы стараются более профессионально выстраивать отношения с наемными управляющими — формируют наблюдательные советы, фиксируют и отслеживают нефинансовые задачи, разрабатывают подробные и глубокие отчетные формы. Советы Директоров стали проходить в Компаниях чаще и жестче.

Стимулирование рынков

Несмотря на то, что кризис чувствительно ударил по платежеспособности, некоторые рынки, все же получили новый импульс к росту.
Из практики консультантов. Кризис очень помог компании, оказывающей улуги по обеспечению безопасности квартир и домов. С наступлением и развитием кризиса, СМИ прогнозировали рост грабежей из-за роста безработицы. В результате стремительно выросло количество заказов на охранные системы.

Еще один пример: многие компании, оптимизируя затраты, стали переезжать в более дешевые офисы. На какое-то время это привело к многократному увеличению спроса на услуги перевозки и помощи при переезде.

Кризис заставил говорить об экономии даже на уровне первых лиц государства. Административный переход на энергосберегающие лампы способствовал тому, что Компания, поставляющая энергосберегающие лампы в Россию, не успевает завозить продукцию.

Кризис рано или поздно закончится. А полезный опыт и новые навыки работы в жестких условиях — останутся.

www.stepconsulting.ru

Вернуться к списку