Сказки о мушкетерах

Конкуренты объединяются в борьбе за выживание. Договариваются об общем производстве, скидываются на рекламные кампании, сбиваются в ассоциации и, подобно Потанину и Дерипаске, забывают о прошлых обидах. Все чаще звучат бравурные речи: "Общая беда объединяет! " Но так ли это? Рынок скукоживается, денег становится все меньше и меньше, а значит, места под угасающим солнцем хватит далеко не всем.

 

ДА ЗДРАВСТВУЕТ КООНКУРЕНЦИЯ! 

 

Это странное слово "коонкуренция" придумали Адам Бранденбургер и Барри Нейлбафф. Еще десять лет назад они выпустили книгу "Коонкуренция: революционный подход, который сочетает конкуренцию и кооперацию". Речь в ней шла о парадоксальном явлении - взаимной помощи компании, которые делят один рынок. До недавнего времени такое поведение конкурентов в российской практике встречалось довольно редко, но экономический спад расставил свои акценты.

 

Так, например, несколько игроков консалтингового рынка вошли в Ассоциацию консалтинговых компаний (АСКОНКО); десятка крупнейших event-агентств подала документы на регистрацию "праздничного братства", а сельхозпредприятия Ленинградской области регулярно собираются на экспертном совете, чтобы сверить свои планы. История знает немало примеров, когда гиганты мирового бизнеса преодолевали трудности сообща. Чего, например, стоят пример "большой четверки" или опыт Peugeot и Toyota, которые запустили совместное производство деталей для новых европейских моделей, при этом продолжая конкурировать в плане маркетинга! "Конкуренция стоит денег, и в нее нужно инвестировать, - объясняет Григорий Трусов, президент компании "Контакт-Эксперт". - Ценовые войны обезжиривают бизнес. Акции, направленные против конкурентов, отнимают энергию и деньги, необходимые для борьбы за потребителей. Но сейчас, в кризис, рынок сужается и нужно как-то выживать. Противостояние друг другу в такой ситуации - непозволительная роскошь".

 

И действительно, "коонкуренты" в один голос твердят о дивидендах, которые дает им прекращение войны за рынок.

 

КРАСИВЫЕ СЛОВА 

 

В перечне целей прекращения конкуренции, как правило, упоминаются те, которые вызывают глубокое уважение клиентов и журналистов.

 

I. Воспитание рынка. 

 

"В России многие компании начали конкурировать слишком рано, когда рынок был еще недоразвит. Кризис дает возможность бизнесменам объединиться в воспитании рынка и тем самым обеспечить себе увеличение количества потребителей - чтобы потом, когда трудные времена кончатся, пожать друг другу руки и отправиться конкурировать, находясь уже в гораздо лучших условиях", - объясняет Григорий Трусов. Надо сказать, этот довод приводили первым большинство наших собеседников, вставших на путь консолидации усилий.

 

2. Решение кадровой проблемы. 

 

Довод номер два - пресловутый кадровый вопрос. Ассоциация дистрибуторов и производителей автосервисного оборудования (АРДИС), например, благодаря консолидации создала для своих членов общую базу сотрудников. Таким образом, конкуренты отсеивают неблагонадежных товарищей еще в момент приема на работу. Также компании все активнее передают ценные кадры, попавшие под сокращение, своим соратникам-конкурентам. Мол, это единственный способ не выгонять хорошего человека на улицу.

 

3. Обмен опытом. 

 

О пользе информационной открытости твердили практически все наши собеседники. "В условиях экономического спада нам очень помог обмен информацией: у кого что происходит, кто что делает в связи с кризисом, какие приемы использует, - рассказывает Евгений Емельянов, президент Консалтинг-Центра "ШАГ", президент Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО). - В ходе обсуждения практически каждый участник находит для себя что-то полезное". Вопросы выживания консалтингового бизнеса рассматриваются во время регулярных встреч в АСКОНКО. Как правило, они проходят по следующему сценарию: одна из компаний презентует себя и свой опыт, рассказывает о стратегических решениях, принятых с началом кризиса, после чего участники конференции обсуждают услышанное.

 

4. Возможность диктовать свои условия. 

 

По словам Сергея Князева, генерального директора компании "Князевъ" и одного из членов будущей ассоциации event-агентств, сообща можно сделать то, что не под силу одиночкам. "Именно ассоциация должна стать тем органом, который объяснит заказчику, что, если он хочет, чтобы в тендере на праздник принимали участие по-настоящему сильные агентства, необходимо придерживаться правил честной игры. То есть прозрачности, внятности критериев и т. д.", - говорит Сергей Князев. Кроме того, объединение позволяет диктовать условия, к примеру, поп-звездам. В частности, добиться от них согласия принимать оплату работы по безналу. До этого всем агентствам приходилось прятать "черные" гонорары, закладывая их в стоимость фейерверков и банкетов, что не способствовало установлению доверительных отношений между ивентером и заказчиком.

 

5. Шанс выступить с законодательной инициативой. 

 

Этот довод в пользу консолидации тесно связан с предыдущим пунктом. Так, ассоциация event-агентств надеется добиться изменения закона об авторском праве. "Иной раз заказчики проводят тендер, чтобы просто собрать интересные идеи, а потом поручить их исполнение "карманному" агентству, - сетует Сергей Князев. - И мы никак не можем отстоять свои права. Потому что закон об авторском праве в нашей стране настолько беззубый, что ни один юрист не берется защищать наши интересы".

 

ГИПОТЕЗЫ О СКРЫТЫХ НАМЕРЕНИЯХ 

 

Доводы новоявленных конкурентов-соратников понятны, вот только неясно, с чего это мушкетерский принцип "один за всех" стал актуальным именно сейчас. Почему бы не заняться совместным воспитанием клиентов и подрядчиков два, три года назад? .. Ответ на этот вопрос читается между строк. По сути, компании преследуют две основные цели: освободить рынок от лишних игроков и контролировать самых сильных конкурентов. "Наша беда в том, что консалтинг - это рынок с очень низким порогом входа, - объясняет Евгений Емельянов. - Для того чтобы стать консалтером, почти ничего не нужно - получается большой разбег по качеству. В результате тот, кто работает плохо, портит впечатление об отрасли в целом. Профессиональные же ассоциации задают стандарты качества и следят за тем, чтобы все члены их придерживались". Другими словами, профессиональная ассоциация - отличный инструмент влияния на более мелкие компании, которые отъедают часть рыночного "пирога". Кроме того, регулярные встречи и обмен опытом - прекрасный способ сэкономить на конкурентной разведке, а заодно удержать своих соратников от нежелательных действий, например непредвиденного демпинга. Такие гипотезы объединения выдвигают бизнес-консультанты; психологи же считают, что истинные причины сплочения конкурентов лежат еще глубже.

 

ПОДРОСТКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ 

 

"Экономический кризис актуализирует во взрослых людях мысли и чувства, свойственные подросткам, - говорит Ольга Макушина, кандидат психологических наук, специалист по возрастной психологии. - Ведь сам по себе подростковый возраст - кризисный, переходный, переломный. Естественное поведение в этот период - искать себе подобных, сбиваться в компании. Это снижает тревожность, позволяет идентифицировать себя с наиболее сильными членами группы, создает ощущение внутренней ценности, собственной уникальности".

 

Другими словами, консолидация - это проявление возрастной регрессии, спровоцированной шаткостью окружающего мира. Кто останется на плаву? Что будет завтра? А наступит ли завтра? На эти вопросы проще всего искать ответы вместе. Пусть даже с главными конкурентами.

 

***

 

ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ 

 

Юрий Балдаев Консультант по стратегическому управлению компании Ars Vitae 

 

Контролировать друг друга 

 

Компании, объединяясь в ассоциации, получают негласную возможность контролировать друг друга. Например, чтобы никто не демпинговал. Часто создаются целевые союзы и стратегические партнерства для решения конкретных задач. Пример: для управления конечной стоимостью продукта автомобильные заводы создают альянсы с производителями комплектующих и дилерами.

 

Никита Быстров 

 

Учредитель Клуба продвинутых менеджеров, директор по маркетингу компании Zeldis 

 

Не вижу смысла 

 

Не вижу смысла вступать в подобные объединения для того, чтобы обмениваться с конкурентами знаниями. Если уж ты нашел рецепт, как сделать бизнес лучше, то раскрывать этот секрет не стоит. В кризис надо больше работать, а не тратить время впустую на образование союзов с конкурентами. Другое дело - создать какое-то объединение для своих клиентов и партнеров. Наш клуб, например, задумывался как инструмент повышения лояльности клиентов. Мы организуем интересный досуг, вечеринки, всякие мероприятия - налаживаем хорошие отношения. Вот это действительно полезно для бизнеса.

Источник http://komp72.ru/

Вернуться к списку