Ресторан на крыше

Сейчас в Москве разрабатывается программа, согласно которой можно будет задействовать под размещение предприятий общественного питания московские крыши. И это, скорее всего, продиктовано не созданием дополнительной городской «фишки» для туристов, а необходимостью, поскольку Москва очень слабо предназначена для ведения торгово-ресторанного бизнеса. В реальности, подходящих помещений очень мало. И сейчас, по мере того как экономика восстанавливается после кризиса, потребность в помещениях вновь стала настолько острой, что при их поиске можно легко столкнуться с какими-то совершенно космическими арендными ставками, как было в лучшие годы. К тому же, основную «тяжесть» по прежнему несет центр города. Окраины, конечно, стали более благоустроенными, но до равномерного распределения людей для отдыха пока еще далеко. Все это, конечно, совершенно не способствует динамичному развитию ресторанного сегмента. Сложности уже таковы, что уже поговаривают о том, что надо погружаться под землю. В общем-то, такие планы действительно есть. Сейчас обсуждаются планы по строительству нескольких подземных улиц, где будут расположены магазины, предприятия услуг, офисы, и, конечно кафе и рестораны. Это неплохой вариант, но, конечно, со своими недостатками - создавать такие улицы как минимум недешево и долго.

Московские крыши в этом отношении представляются интересной возможностью для расширения ресторанного бизнеса. Хотя, проблем при реализации проектов может возникнуть очень много.

Возьмем, например, Нью-Йорк. Там много небоскребов и их крыши хорошо подходят под размещение ресторанов. Так изначально планировалось. В Москве же с этим большие проблемы. Небоскребов у на практически нет, а существующие крыши нуждаются в очень серьезной технической подготовке, чтобы можно было на них разместиться. Стоимость переоборудования крыши может быть сравнимой по стоимости с открытием ресторана. То есть, на проект придется затратить в два раза больше средств, чем на открытие в обычных помещениях. Если говорить о домах старой постройки, то очень часто там встречаются двухскатные крыши, на которых разместиться практически невозможно и после переделок. Кроме того, есть и другие сложности. Если мы говорим об открытии в жилом доме, то необходимо разнести потоки людей, проживающих в нем и тех, кто приходит в ресторан. Не говоря уже о том, что загрузка продуктов также не может осуществляться через обычный подъезд. Возможно понадобятся лифты. А стоимость приличного лифта - это 100-200 тыс. евро. В офисном здании есть свои нюансы - надо пройти охрану и не заблудиться. То есть, также возникают сложности с проникновением в ресторан, что может существенно отражаться на посещаемости таких заведений.

Наконец, надо понимать, что основным привлекающим фактором для таких ресторанов будет являться красивый вид, открывающийся из окон. А таких мест очень мало. Ведь даже исторический центр очень разный. И вместо с интересной панорамы можно столкнуться с окнами дома напротив, что совершенно не интересно.

В сочетании со всеми этими факторами мы получаем, что пригодных для размещения крыш в реальности существует очень немного. Если говорить о центре города, то, вероятно, это скорее десятки, чем сотни. Понятно, что погоды на динамично развивающемся ресторанном рынке это не сделает и реально проблему с помещениями не решит. С другой стороны, это хоть что-то.

В такой ситуации вероятнее всего, что интерес к подобным проектам возникнет в первую очередь у дорогих ресторанов, которые будут использовать свое высотное размещение как некую фишку, дополнительный привлекающий фактор. Для массового же демократичного сегмента это может оказаться просто слишком дорого. Не говоря уже о ресторанах быстрого обслуживания. Уже хотя бы потому, что попасть в такой ресторан слишком долго - то есть, теряется сама суть концепции «быстро».

Андрей Петраков, RestCon

Вернуться к списку