Как закаляется бизнес

В рубрике «Бенчмаркинг» мы часто сравниваем производительность компаний из разных стран в различных отраслях деятельности. Мы часто наблюдаем не самую радостную картину с точки зрения продуктивности российских компаний, - в большинстве случаев зарубежные коллеги демонстрируют более эффективное ведение бизнеса.

 Все последние годы, которые вошли в новейшую историю, как «кризисные», мы не уставали повторять, что, оставив позади «жирный» период роста, бизнесу важно сфокусироваться на собственной продуктивности. Сегодня, когда экстенсивный способ развития многих компаний заметно снизился (а иногда и полностью остановился), вопрос эффективного использования «того, что есть» все острее встает перед управляющими и владельцами. И мы снова обратились к TP-index (выручка на одного сотрудника), как к одному из универсальных показателей.

На этот раз, нам было интересно проанализировать, - какова динамика продуктивности бизнеса крупнейших частных компаний России, изменилась ли она за последние годы, удалось ли компаниям выйти закаленными, пройдя через все трудности последних лет. Мы обратились к спискам Forbes (ТОП-100 российских компаний), составленным по итогам деятельности 2010-го и 2011-го годов и выбрали 30 компаний из 17-ти отраслей бизнеса.

25 компаний из 30-ти показали рост производительности (!), а большинство из них – существенный рост (см. таблицу). В среднем, по этим 30-ти компаниям рост продуктивности составил 20,2%. Это существенно. Тройка лидеров по росту производительности:  Спортмастер – 89,4%, СУЭК – 67,1%, Уралхим – 57,9%.

Отличные результаты у компаний сырьевого сектора – угольная, нефтяная, горнорудная промышленность не позволяет расслабляться крупнейшим компаниям – у всех без исключения производительность выросла на несколько десятков процентов. Такая же картина в компаниях, занимающихся производством удобрений и лекарств, и в секторах сталепроката и электроэнергетики.

Так же отличные показатели динамики продуктивности в торговом секторе – оптовые компании, розничные сети различной специализации, автосалоны – все продемонстрировали внушительный рост TP-index.

Заметен рост продуктивности и в медийном бизнесе, и в бизнесе информационных технологий, и в кондитерском производстве.

Неровная картина в стане фармдистрибьюторов: у одной компании – рост, у другой – снижение.

Сложнее удается наращивать продуктивность строителям и девелоперам. Похоже, слишком велико давление рыночной ситуации, сложившейся в отрасли.

Немного снизилась производительность у производителя автомобилей и оптового продавца компьютеров и комплектующих.

25 из 30-ти – это уже тенденция. Мы уверены, что и в следующем году рост продуктивности продолжится, а значит, будет расти эффективность бизнеса.

Почему мы в этом уверены? Потому что количество всегда переходит в качество. Потому что мы видим и часто сами участвуем в тех процессах, которые сегодня происходят в российских компаниях. Мы видим, как серьезно руководители подходят к совершенствованию технологий по всем направлениям – и производства,  и продаж, и инфраструктуры. Мы видим, как оптимизация бизнес-процессов способна заметно повысить производительность. Мы видим, как меняется кадровая политика в компаниях – это касается и подбора, и оценки, и обучения сотрудников. Кроме того, многие руководители изменили систему мотивации в компаниях, сфокусировав усилия сотрудников на достижении бизнес-целей. Мы видим, как внедряются элементы автоматизации, которые приводят к значительной экономии ресурсов. А главное – что если в прошлые времена, мы часто слышали от владельцев «Хочу быть самым большим», то сейчас мы чаще слышим «Хочу быть самым эффективным». А если есть на то воля владельца, то рост эффективности становится не проблемой, а решаемой управленческой задачей.

 

Бенчмаркинг. Динамика TP-index в списке Forbes 2010 - 2011 г.г.      
Компания 2010 год 2011 год Рост TP-Index, %
Выручка, млрд $ Персонал, чел. TP-Index, тыс.$/чел. Выручка, млрд $ Персонал, чел. TP-Index, тыс.$/чел.
Добыча угля
СУЭК 5.51 50,842 108.31 5.57 30,760 180.97 67.09
Добыча и переработка нефти, нефтехимия
Группа ТАИФ 11.33 46,796 242.19 14.45 45,800 315.50 30.27
Русснефть 6.94 20,000 346.83 8.14 17,000 479.02 38.11
Металлургия, горнорудная промышленность
Металлоинвест 7.32 62,213 117.71 9.72 62,276 156.08 32.59
УГМК 6.89 80,000 86.13 8.01 80,000 100.08 16.21
Производство удобрений
Еврохим 3.26 19,614 166.21 4.38 20,800 210.42 26.60
Уралхим 1.41 12,300 114.36 2.04 11,300 180.53 57.86
Торговля автомобилями
Рольф 2.49 5,371 463.60 3.99 5,703 699.63 50.91
Автомир 1.64 6,521 250.98 2.33 7,000 332.86 32.62
Авилон 0.94 1,371 685.63 1.23 1,400 876.19 27.79
Розничные сети
Эльдорадо 2.76 15,442 178.95 2.76 15,400 179.00 0.03
Спортмастер 1.18 15,000 78.67 1.49 10,000 149.00 89.41
Евросеть 2.06 26,997 76.43 2.51 27,000 92.96 21.63
Производство и продажа лекарств
СИА Интернейшнл 2.90 3,343 867.48 3.39 3,000 1,131.11 30.39
Электроэнергетика
Комплексные энергетические системы 9.18 60,000 153.00 10.10 57,535 175.55 14.74
Евросибэнерго 2.90 27,000 107.53 3.31 27,100 122.02 13.47
Производство труб
ОМК 3.95 20,089 196.46 3.97 19,500 203.42 3.54
Группа ЧТПЗ 2.85 25,879 110.00 3.80 28,800 131.94 19.95
ТВ, радио, интернет
ПрофМедиа 0.62 3,500 176.19 0.72 3,500 204.76 16.22
Оптовая торговля
Мегаполис 8.80 13,152 669.10 10.53 13,843 760.91 13.72
СНС 3.07 5,075 604.27 3.35 5,100 656.21 8.60
Информационные технологии
Национальная компьютерная корпорация 2.31 2,609 884.12 2.93 3,100 946.24 7.03
Производство кондитерских изделий
Объединенные кондитеры 1.22 17,935 68.02 1.43 20,208 70.60 3.79
Строительство, недвижимость
Стройгазконсалтинг 5.77 30,726 187.90 11.10 60,000 185.00 -1.54
Ташир 2.14 31,012 69.01 2.57 35,700 71.90 4.19
Crocus Group 1.50 9,094 164.94 1.58 10,300 153.07 -7.20
Производство автомобилей
Автотор 2.73 2,071 1,319.81 4.24 3,300 1,283.84 -2.73
Оптовая торговля лекарствами
Роста 2.15 1,800 1,194.44 1.78 1,800 987.04 -17.36
Р-Фарм 1.04 1,400 745.24 1.32 1,400 942.86 26.52
Торговля компьютерами и комплектующими
Merlion 2.22 2,650 838.99 2.96 4,300 689.15 -17.86
В среднем             20.22
Вернуться к списку