Исследование последствий ужесточения контроля соблюдения требований по ограничению суммарной массы и нагрузки на ось грузовых автомобилей при перевозке делимых строительных материалов

Настоящий отчет подготовлен по результатам исследования, проведенного в октябре 2015 года, целью которого являлась оценка последствий ужесточения регулирования перевозки грузов по дорогам России.
В частности принятие Федерального закона от 13.07.2015 №248 послужило основой для роста штрафов за «перегруз» для перевозчиков и распространения ответственности на грузоотправителей. А проведенная с 28 сентября по 4 октября 2015 года на автомобильных дорогах России акция «На дорогу – без перегруза!» состояла в использовании уполномоченными организациями мобильных контрольных весов для проверки соответствия фактической загрузки требованиям Постановления правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 .
Указанное постановление (п. 75 и Приложения 1 и 2) ограничивает суммарную массу и нагрузку на ось грузовых автомобилей, перевозящих делимые грузы. Ужесточение контроля ограничивает возможность загрузки большегрузного автотранспорта, широко используемого при перевозке делимых строительных материалов (песка, щебня, товарного бетона, асфальта, кирпича и пр.) по автомобильным дорогам России. Соблюдение требований этого Постановления вынуждает перевозчиков использовать автомобили имеющихся у них марок и моделей с загрузкой значительно ниже допустимого эксплуатационного максимума. Такая практика имеет определенные последствия, которые можно разделить на три группы:
• последствия, связанные с изменением воздействия на дороги;
• экономические последствия;
• экологические последствия и последствия, связанные с изменением размеров транспортного потока.
Большинство информационно-аналитических материалов, вышедших в электронных и печатных СМИ и посвященных озвученной теме, ссылались на различные мнения о негативном воздействии новшеств на рынок строительных материалов, а приводимые экспертные оценки указывали на неизбежный рост цен на большинство строительных материалов. В то же время экспертные мнения сторон, как защищающих нововведения в качестве гарантии увеличения срока службы дорог, так и противников, указывающих на негативные последствия для экономики строительных материалов, не использовали научных расчетов, опирающихся на сколь-нибудь достоверную статистику перевозок.
В настоящем отчете мы осуществили попытку измерить последствия ужесточения регулирования как для износа дорожных одежд, так и для экономики поставок строительных материалов и строительства дорог. Тем более, что данные проводимого нами ежемесячного мониторинга цен на строительные материалы на рынках Санкт-Петербурга и Ленинградской области показали, что по состоянию на начало ноября 2015 года фактическое удорожание ряда материалов уже составило до 40%. И это произошло в период, когда на рынке традиционно наблюдается стагнация либо снижение цен. Таким образом, первоначальные прогнозы экспертов подтвердились.
Следует также отметить, что со сходными затруднениями столкнулись производители и перевозчики прочих видов товаров, например, сельскохозяйственной продукции, что особенно актуально для центральных и южных регионов России. Но в настоящем отчете мы данную проблематику не раскрываем.

Метод исследования

Отчет готовился с использованием методов кабинетного исследования – путем анализа данных и применения методик расчетов, имеющихся в открытых источниках.

Важные замечания и допущения

Анализ экономических последствий ужесточения регулирования проводился на основе данных по рынкам строительных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В связи с тем, что по данным Росстат уровень цен на строительные материалы в этих регионах приблизительно соответствует среднероссийскому, то можно распространять полученные выводы на всю территорию страны.
Исследование по экономической части проводилось по рынкам основных строительных материалов, используемых при строительстве дорог: асфальтобетон, песок, щебень, товарный бетон. В то же время полученные выводы можно распространять также и на другие материалы, прежде всего, ЖБИ и металлоконструкции.
В расчетах использованы средние показатели и нормативы по рынкам. Использование более точных расчетов, по нашей оценке, не приведет к существенным отличиям, не только в полученных выводах, но и в значениях рассчитанных показателей.
Следует учитывать, что последствия ужесточения законодательства и контроля за перевозками грузов, в основном касается добросовестных участников рынка, как правило, крупных компаний, так как работающие «в серую» и «черную» предприятия продолжать отгрузки и перевозки грузов без учета изменений.
Проведенные расчеты не учитывают возможное увеличение доли строительных товаров, отправляемых по железной дороге. Фактическая доля перевозок при этом учитывается (в частности, по щебню). В то же время значительная доля поставок на рынке либо не может быть осуществлена без использования автотранспорта, либо ее доставка по железной дороге была дороже уже до нововведений.
Несмотря на наблюдаемые изменения в уровне цен на строительные материалы с доставкой уже в текущем периоде, основные последствия для заказчиков ожидаются в 2016 году. Это связано с необходимостью выполнения уже взятых на себя контрактных обязательств поставщиками строительных материалов и/или освоения авансовых платежей.
В настоящем отчете не анализируются последствия увеличения экологической нагрузки вследствие роста интенсивности транспортных потоков для перевозки строительных грузов.
Расчеты включают НДС.

Прочитать отчет полностью можно тут

Вернуться к списку